ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-139-157
Аннотация
Введение. Модернизация и реформирование высшей школы, смещение акцента с академического образования на практико-ориентированную подготовку актуализируют поиск новых, более объективных средств и технологий оценивания результатов учебно-профессиональной деятельности студентов. Одна из таких эффективных и трендовых педагогических технологий – портфолио, демонстрирующее персональный уровень знаний и профессионализма его обладателя.
Цель статьи заключается в обсуждении возможностей и ресурсов портфолио для развития профессиональной компетентности студентов вуза.
Методология и методики.На теоретическом уровне произведена ретроспекция понятия «портфолио» в отечественной и зарубежной науке. В эмпирической части исследования применялись такие психодиагностические методики, как «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана, опросники «Рефлексивность» А. В. Карпова и «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, основанных на распределении Стьюдента.Результаты и научная новизна. Рассмотрены преимущества использования технологии портфолио в условиях вузовского образования. Доказывается, что процесс разработки подобного средства мониторинга профессионального роста и учебных достижений студента предполагает не только фиксацию его усилий и успехов в конкретных видах деятельности, но и активизацию аналитических способностей обучающегося через самостоятельное сопоставление им итогов собственной работы с установленными стандартами критериями. Создание портфолио позволяет решать значимые педагогические задачи: стимулировать мотивацию к обучению и развивать рефлексивно-оценочные навыки будущих специалистов. Подчеркивается, что функционально портфолио может выступать инструментом как анализа учебно-профессиональных достижений студентов, так и прогнозирования их профессионального будущего. На выборке обучающихся в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета установлено наличие взаимосвязи между активным систематическим формированием портфолио и позитивной динамикой параметров профессионального развития студентов, в особенности его регуляторного, мотивационного и рефлексивного компонентов.
Практическая значимость. Результаты исследования являются вкладом авторов в научно обоснованные представления об использовании технологии портфолио в практике российской высшей школы. Полученные данные могут быть востребованы преподавателями системы профессионального образования и тьюторами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Ф. ЗеерРоссия
Зеер Эвальд Фридрихович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития
Екатеринбург
Л. Н. Степанова
Россия
Степанова Любовь Николаевна – старший преподаватель кафедры психологии
Куйбышев
Список литературы
1. Slepcevic-Zach P., Stock M. ePortfolio as a tool for reflection and self-reflection // Reflective Practice. 23 February, 2018. P. 1–17. DOI: 10.1080/14623943.2018.1437399.
2. Caballero A. R. E-portfolio paradigm: Basis for developing an academic conceptual framework tertiary learning performance // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017 (November Special Issue IETC). Р. 262–269.
3. Barrett H. C. Researching Electronic Portfolios and Learner Engagement: The Reflect Initiative // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2007. № 50 (6). P. 436–449. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.learntechlib.org/p/65425/ (дата обращения: 10.03.2018).
4. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.
5. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении: методическое пособие. Москва, 2008. 114 с.
6. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelskiy-portfolio-studenta-pedagoga (дата обращения: 27.03.2018).
7. Бабонова Е. Н. Проектирование методической системы подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в обучении в условиях становления компетентностного подхода // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-190.pdf (дата обращения: 27.03.2018).
8. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/296/65153.php (дата обращения: 3.03.2018).
9. Безукладников К. Э. Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2006 г., Пермь. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2006. 170 с.
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.
11. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69–73.
12. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61–63.
13. Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8–12.
14. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28.
16. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 77–92.
17. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. 81 с.
18. Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2011.
19. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155–181.
20. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. С. 84–86.
21. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.
22. Моросанова В. И. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции подростков // Прикладная психология. 2003. № 3. С. 58–63.
Рецензия
Для цитирования:
Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2018;20(6):139-157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-139-157
For citation:
Zeer E.F., Stepanova L.N. PORTFOLIO AS AN INSTRUMENTAL MEANS OF SELF-EVALUATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS. The Education and science journal. 2018;20(6):139-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-139-157