ОЦЕНКА МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТА ЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПОРТРЕТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-34-63
Аннотация
Введение. Существование и функционирование современного человека в насыщенной информационной медиасреде и неуклонно возрастающая роль медиа в жизни и образовательной практике человека актуализируют развитие медиаобразования и медиаобразовательной деятельности. В связи с этим требуется, чтобы учителя обладали высоким уровнем медиакультуры, которая позволит им эффективно работать с информацией и успешно развивать медиаграмотность и медиакомпетеность обучающихся.
Цели исследования, итоги которого представлены в публикации, – рассмотреть феномен медиакультуры учителя как одной из характеристик «квалификационного портрета учителя», составленного согласно профессиональному стандарту «Педагог»; и создать основу инструментария оценки данного компонента культуры учителя.
Методология и методики. Методологической базой работы явились идеи системного, культурологического, средового и личностно-деятельностного подходов. Ведущими методами исследования были теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение практического опыта медиаобразования; диагностические методы (анкетирование, опрос, наблюдение, сбор и обработка статистических данных педагогической активности педагогов в медиапространстве), педагогический эксперимент.
Результаты и научная новизна. Медиакультура понимается авторами как детерминанта квалификационного портрета учителя на современном этапе развития образования. Отмечается позитивная роль этого вида культуры учителя в формировании его профессиональных качеств, таких как критическая рациональность, самостоятельность мышления, способность противостоять навязыванию средствами информации определенных точек зрения, обусловленных внешними интересами. Показано, что высокий уровень медиакультуры позволяет учителю ориентироваться в медиасреде как специфически организованном знаковом визуально-эмоциональном пространстве; проектировать свою профессиональную деятельность в области медиаобразования, создавая новые информацию и знания посредством доступных инструментов и форматов медиа; выбирать эффективные стратегии индивидуального обучения школьников в медиапространстве. Обозначены педагогические условия формирования медиакультуры учителя и необходимость ее диагностики. Научно обоснованы и разработаны критерии и показатели для определения уровня медиакультуры учителя, которые апробированы в ходе эксперимента на курсах повышения квалификации педагогов Ленинградской области.Практическая значимость. Предложенные критерии и показатели могут найти широкое практическое применение в оценке квалификационных характеристик учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. БороненкоРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем
А. В. Кайсина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных систем
В. С. Федотова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных систем
Список литературы
1. Harry I. I. Media literacy and culture in the age of new information and communication technologies // International Journal of Communication. 2017. Vol. 13. № 1. P. 86–101.
2. Федоров А. В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд- во Кучма, 2005. 314 c.
3. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 243 с.
4. Peter W., Shapiro B. Digital media and data: using and designing technologies to support learning in practice // Learning, Media and Technology. 2016. Vol. 1. P. 187–192. DOI: 10.1080/17439884.2016.1160929.
5. Lau W. W. Effects of social media usage and social media multitasking on the academic performance of university students // Computers in human behavior. 2017. Vol. 68. P. 286–291.
6. Chai C. S. et al. Examining pre-service teachers’ design capacities for web-based 21st century new culture of learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 33, № 1. P. 1–20.
7. Тюнников Ю. С., Афанасьева Т. П., Казаков И. С., Мазниченко М. А. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 58–79.
8. Bamigboye O. O., Olusesan A. A. An Analysis on Impact of Social Media for Learning in Eastern Cape Universities, South Africa // International Journal of Educational Sciences. 2017. Vol. 17. P. 69–75. DOI: 10.1080/ 09751122.2017.1305755.
9. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. № 4. Т. 19. С. 9–38.
10. Розина Н. М. Важнейшей частью стандарта станет квалификационный портрет выпускника // Прикладная информатика. 2006. № 4. С. 93–102 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nelli-rozina-vazhneyshey-chastyu-standarta-stanet-kvalifikatsionnyy-portret-vypusknika (дата обращения: 28.02.2018).
11. Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134–138.
12. Amdam S. Media Education Goes Professional? // Nordicom Review. 2017. Vol. 38. № 1. P. 81–95.
13. Saini M. C., Abraham J. Promises of social media enabled learning in education // International Education and Research Journal. 2017. Vol. 3. № 2. P. 49–50.
14. Krumsvik R. J. Teacher educators' digital competence // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. Vol. 58. № 3. P. 269–280. DOI: 10.1080/00313831.2012.726273.
15. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
16. Семенова Е. В., Семенов В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. C. 165.
17. Щеглов Д. С. Подходы к осмыслению медиакультуры в философии XX века // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 127–130.
18. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва: Академический проект, 2005. 260 с.
19. Паранина Н. А. Педагогическая технология развития медиакультуры студентов в системе дистанционного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 252–254.
20. Касимова Т. А. Формирование медиакультуры молодежи в деятельности объединений дополнительного образования // Техническое творчество молодежи. 2017. № . 1. С. 13–15.
21. Скобелева И. Е. Веб-квест технология как средство развития меди- акультуры обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2017. № . 11. С. 9–12.
22. Челышева И. В. Профессиональная подготовка организаторов работы с молодежью с использованием медиаобразовательных технологий в реализации магистерских программ // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе. Екатеринбург, 2017. С. 519–524.
23. Simons M., Meeus W. T'Sas J. Measuring Media Literacy for Media Education. Development of a Questionnaire for Teachers' Competencies // Journal of Media Literacy Education. 2017. Vol. 9, № 1. P. 99–115.
24. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
25. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. Москва: Информация для всех, 2015. 450 c.
26. Зайцев В. Ю. Роль медиаобразования в деятельности современного педагога // Человек и образование. 2011. № 2. С. 143–145.
27. Mazer J. P., Murphy R. E. & Simonds C. J. The effects of teacher self¬disclosure via Facebook on teacher credibility // Learning, Media and Technology. 2009. Vol. 34. P. 175–183. DOI: 10.1080/17439880902923655.
28. Brown C., Czerniewicz L., Noakes T. Online content creation: looking at students’ social media practices through a Connected Learning lens // Learning, Media and Technology. 2016. Vol. 41. P. 140–159. DOI: 10.1080/17439884.2015.1107097.
29. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Москва: Академический проект, 2008. 496 с.
30. Антонова Л. Г. Изучение медиаграмотности современной языковой личности // Медиа. Информация. Коммуникация. 2014. № 10. С. 12–14.
31. Григорьев В. В., Кузьмин Е. И. Медиа- и информационная грамотность: новое понятие, контекст, всероссийская конференция // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе: материалы всероссийской научно-практической конференции, 24–27 апреля 2013 г. Москва: МЦБС, 2014. С. 232–234.
32. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. Москва: Академический проект, 2005. 400 с.
33. Сапунов Б. С. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 26–34.
34. Семеног Е. Н. Медиаобразование будущего учителя в высшей филологической школе: опыт зарубежья Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 239–242.
35. Jolls T., Wilson C. The Core Concepts: Fundamental to Media Literacy Yesterday, Today and Tomorrow // Journal of Media Literacy Education. 2014. Vol. 6(2). P. 68–78.
36. Молчанова О. И. Проблема инфосоциализации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 96–100.
Рецензия
Для цитирования:
Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. ОЦЕНКА МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТА ЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПОРТРЕТА. Образование и наука. 2018;20(4):34-63. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-34-63
For citation:
Boronenko T.A., Kaysina A.V., Fedotova V.S. ASSESSMENT OF THE TEACHER'S MEDIA-CULTURE AS THE COMPONENT OF QUALIFICATION PORTRAIT. The Education and science journal. 2018;20(4):34-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-34-63