Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОСНОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИКО- СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИДАКТИКЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-46-76

Аннотация

Введение. Работ, посвященных графическому методу логико-смыслового моделирования знаний, в настоящее время не очень много. Между тем в связи с существенным увеличением в информационных и учебных источниках доли визуального компонента интерес к данному методу нарастает. Предлагаемая вниманию статья является авторским вкладом в решение проблемы поиска новых форм и средств, удобных для визуального и логического восприятия учебного материала, его усвоения, оперирования элементами знаний и их преобразования.

Цели работы – обосновать графическую реализацию метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения), и продемонстрировать возможности применения образно-понятийных моделей в педагогической практике.

Методология и методики. Методология исследования опирается на уточненные принципы деятельностно-регулятивного, системно-многомерного и структурно-инвариантного подходов и принцип многомерности. Методика графического использования логико-смысловых моделей в технологиях обучения базируется на дидактическом дизайне с применением компьютерных обучающих программ.

Результаты и научная новизна. Выдвинуты и аргументированы социо- и антропокультурные основания адаптации метода логико-смыслового моделирования к задачам дидактики: описана координатно-матричная структура как инвариантная основа логико-смысловых моделей образно-понятийного характера; показаны варианты использования таких моделей в качестве многофункциональных дидактических регулятивов – опорных схем, навигаторов в содержании учебного материала, алгоритмов выполняемых учебных действий и т. д. Рассмотрены характеристики новых дидактических средств как объектов семиотики, показаны их место и роль в структуре внешнего и внутреннего планов учебной познавательной деятельности.

Практическая значимость. Встраивание логико-смысловых моделей в учебный процесс активизирует процесс мышления; помогает выполнению предметно-ознакомительной, аналитико-речевой, моделирующе-фиксирующей учебной деятельности; способствует осуществлению инвариантных форм образования. Приводятся примеры использования новых дидактических средств в педагогической практике. В частности, на их основе разработана дидактическая многомерная технология и спроектирована оригинальная компьютерная обучающая программа «ДМТ-Аутотьютор».

Об авторах

В. Э. Штейнберг
Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Россия

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных связей,

Уфа



А. Ф. Мустаев
Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Россия

кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Уфа



Список литературы

1. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. 1980. Вып. 13. 121 с.

2. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн – инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 74–87.

3. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974. 157 p.

4. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний. Москва: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 с. ISBN 5-89922-019-8.

5. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонова. Минск: Попурри, 2003. 304 с. ISBN 985-438-994-4.

6. Бьюзен Т. Научите себя думать! Минск: Попурри, 2004. 192 с. ISBN 985-438-856-5.

7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.

8. Штейнберг В. Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 4. С. 20–30.

9. Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А. Орнаменты. Стили. Мотивы [Элек

10. трон. ресурс]. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 90 с. Режим доступа: https://goo.gl/aBp3s2) (дата обращения 24.01.2017).

11. Салтыков М. А., Казанская А. М. Основы структурной геометрии твердых тел. 3-е изд. Рязань: Рязанская обл. типография, 2013. 472 с. ISBN 978-5-91255-117-8.

12. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. Москва: Народное образование, 2002. 304 с. ISBN 5-87953-160-0.

13. Штейнберг В. Э. От логико-смыслового моделирования – к микронавигации в содержании учебного материала // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 2 (45). С. 108–17.

14. Кучеренко К. В. Теоретические основы формирования идеи человекоразмерного образования // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 531–533.

15. Штейнберг В. Э., Бакусов Л. М., Манько Н. Н. Дидактический дизайн: когнитивно-динамический инвариант ориентации в знаниевом пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 63–72.

16. Штейнберг В. Э. Логико-смысловое моделирование в диссертационных исследованиях // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 3 (15). С. 65–73.

17. Штейнберг В. Э., Давлетов О. Б., Вахидова Л. В. и др. Электронный образовательный ресурс «Обучающая программа-тьютор DMT_DESIGM(SA).1». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016614812.

18. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн – инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62). С. 50–65.

19. Штейнберг В. Э., Давлетов О. Б., Вахидова Л. В. и др. Электронная обучающая программа «ДМТ-Аутотьютор». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016662458.


Рецензия

Для цитирования:


Штейнберг В.Э., Мустаев А.Ф. ОСНОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИКО- СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИДАКТИКЕ. Образование и наука. 2017;(3):46-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-46-76

For citation:


Steinberg V.E., Mustayev A.F. GRAPHIC REALIZATION FOUNDATIONS OF LOGIC-SEMANTIC MODELING IN DIDACTICS. The Education and science journal. 2017;(3):46-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-46-76

Просмотров: 1249


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)