ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ФИЗИКO-ХИМИЧЕСКОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-50-65
Аннотация
Аннотация. Цель работы: статья посвящена исследованию условий формирования в учебном процессе вуза важнейших компетенций, необходимых современному специалисту в продовольственной сфере для контроля качества продуктов питания и обеспечения продовольственной безопасности населения.
Методика. Организация рассматриваемого учебного процесса осуществлялась согласно профессионально-ориентированному подходу. Инновационный инструментарий лабораторного практикума создавался на основе междисциплинарного проектирования. Оценка сформированных в ходе практикума элементов компетенций проводилась по адаптированной к специфике контингента учащихся трехуровневой модели, базирующейся на известных в педагогике системах измерений достижений учащихся: таксономии Б. Блума, классификации В. П. Беспалько и др. Косвенная качественная оценка эффективности учебного процесса базировалась на опросах студентов, преподавателей специализированных (профессиональных) кафедр и на сравнительном анализе портфолио студентов.
Результаты и научная новизна. Выделен комплекс компетенций, развитию которых способствует лабораторный практикум по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. Определены связи этих компетенций с содержанием лабораторного практикума, предусматривающего использование электронных ресурсов, оптимизирующих трудоемкие рутинные операции эксперимента и облегчающих обработку его результатов. Проведена апробация лабораторных работ и оценка их эффективности в формировании различных общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Практическая значимость. Описанный опыт организации лабораторного практикума и разработки инновационных ресурсов учебного процесса могут быть использованы различными образовательными учреждениями системы высшего и среднего специального профессионального образования.
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Юрьевна СтожкоРоссия
кафедра физики и химии
доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой
Борис Исаакович Бортник
Россия
кафедра физики и химии
кандидат физико-математических наук, доцент
Альбина Васильевна Чернышева
Россия
кафедра физики и химии
кандидат химических наук, доцент, инженер
Екатерина Михайловна Подшивалова
Россия
кафедра физики и химии
аспирант
Список литературы
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989. 192 с.
2. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном формате. Компетентностный подход как новая образовательная парадигма // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. Т. 6, № 4. С. 67–73.
3. Глазкова О. В. Развитие навыков исследовательской работы студентов на занятиях лабораторного практикума по общей химии // Интеграция образования. 2013. Т. 70, № 1. С. 44–46.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 4. С. 15–20.
5. Лайчук О. В., Николаева Л. А., Старкова Г. П. Российский и международный опыт интеграции образования в национальную инновационную систему (на основе практико-ориентированного подхода) // European social science journal. 2013. Т. 35, № 7. С. 80–88.
6. Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Контроль качества и оценка в образовании: мате- риалы Международной конференции. С.-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 113–129.
7. Максимова В. Н. Акмеологические технологии обучения в школе – учителю // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4). С. 5–10. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-tehnologii-obucheniya-v-shkole-uchitelyu (да- та обращения 10.11.2015).
8. Симонов В. П. Педагогическая диагностика в образовательных системах Москва, 2010. 264 с.
9. Стожко Д. К. Труд в экономике информационного общества: институциональный анализ. Екатеринбург, 2015. 288 с.
10. Тесленко В. И. Технология составления педагогического теста // Сибирский научно-методический журнал. 1999. № 1. С. 85–92.
11. Якимова З. В., Николаева В. И. Классификации и инструменты оценки компетенций: сравнительный анализ профессиональной среды и вуза. // Управление экономическими системами.. 2012. Т. 45. № 9. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/logistika/item/1562–2012–09–26–11–36–01 (дата обращения: 06.03.2015).
12. Anderson M. Russians succeed with project-based learning. Available at: http://akkadium.com/russian-breakthrough-project-based-learning/ (дата обращения: 05.02.2016).
13. Ball D. L., Thames M. H., Phelps G. Content Knowledge for Teaching What Makes It Special? // Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 59 (5). P. 389–407.
14. Barth M., Godemann J., Rieckmann M., Stoltenberg U. Developing key competencies for sustainable development in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2007. Vol. 8 (4). P. 416–430.
15. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. (eds) Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. Longmans, Green & Co. Ltd, London, 1956.
16. Irina P. Systematic approach to the creation of training and methodological support of educational process in a technical university: Theory and practice // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27 (7). P. 835–839.
17. Lester S. Professional standards, competence and capability // Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2014. Vol. 27 (7). P. 31–43.
18. Stozhko N. Y., Tchernysheva A. V, Mironova L. I. Computer assisted learning system for studying analytical chemistry // Chemistry: Bulgarian Journal of Science Education. 2014. Vol. 23 (4). P. 607–613.
19. Stozhko N., Bortnik B., Mironova L., Tchernysheva A., Podshivalova E. Interdisciplinary project-based learning: technology for improving student cognition // Research in Learning Technology. 2015. Vol. 23: 27577. Available at: http://dx.doi.org/10.3402/rlt.v23.27577 (дата обращения: 28.11.2015)
20. Vob M., Lautner H. Practice-oriented engineering design education – An institutional comparison // Proceedings of the 15th International Conference on Engineering and Product Design Education: Design Education – Growing Our Future, EPDE 2013, Dublin, Ireland, 5–6 September 2013, Code1016062013. P. 234–239.
21. Winther E., Klotz V. K. Spezifika der beruflichen Kompetenzdiagnostik – Inhalte und Methodologie // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. 2014. Vol. 17 (1 SUPPL). P. 9–32.
Рецензия
Для цитирования:
Стожко Н.Ю., Бортник Б.И., Чернышева А.В., Подшивалова Е.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ФИЗИКO-ХИМИЧЕСКОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2016;(10):50-65. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-50-65
For citation:
Stozhko N.Yu., Bortnik B.I., Tchernysheva A.V., Podshivalova E.M. FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE COURSE OF PHYSICO-CHEMICAL LABORATORY WORKSHOP IN ECONOMIC UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(10):50-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-50-65