Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95

Аннотация

Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии. Автором дано теоретическое обоснование возможностей историко-педагогического исследования развития понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогической науки. Концептуальными основами работы являются идеи о соотношении процесса становления научной терминологии и генезиса научного знания, философская концепция понятия как формы и результата отражения действительности, лингвистическая концепция термина как функциональной единицы языка науки, особенности отражения педагогического знания в понятийной форме.

Основными результатами исследования стали определение методологических требований к анализу понятийного строя науки в историческом контексте, обоснование источниковедческой базы, раскрытие исследовательских принципов, описание инструментария и особенностей его применения с учетом специфики педагогических понятий и терминов. Полученные выводы могут быть использованы при изучении проблем в области истории педагогики, методологии педагогической науки и педагогической терминологии. В завершение статьи приводятся актуальные направления исследования процесса развития педагогической терминологии с историко-педагогических позиций. 

Об авторе

Е. А. Кошкина
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Северодвинск
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики филиала «Сев- машвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета



Список литературы

1. Безрукова В. С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1983. 42 с.

2. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. 270 с.

3. Диалектическая концепция понятия / под ред. А. П. Шептулина. Минск, 1982. 352 с.

4. Виноградов В. В.Основные типы лексического значения слова // Вопр. языкознания. 1953. No 5. С. 3–29.

5. Готт В. С., Землянский Ф .М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высш. шк., 1981. 319 с.

6. Кантор И. М. Педагогическая лексикография и лексикология. М.: Просвещение, 1968. 200 с.

7. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с.

8. Комаровский Б. Б. Об эволюции понятий закона, принципа и правила и их взаимосвязи в педагогике // Сов. педагогика. 1947. No 6. С. 3–15.

9. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. 311 с.

10. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кошкина Е.А. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование и наука. 2012;(5):83-95. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95

For citation:


Koshkina Y.A. Conceptual Terminological Structure of Pedagogy as the Subject of Historical Pedagogic Research. The Education and science journal. 2012;(5):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95

Просмотров: 2615


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)