ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95
Аннотация
Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии. Автором дано теоретическое обоснование возможностей историко-педагогического исследования развития понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогической науки. Концептуальными основами работы являются идеи о соотношении процесса становления научной терминологии и генезиса научного знания, философская концепция понятия как формы и результата отражения действительности, лингвистическая концепция термина как функциональной единицы языка науки, особенности отражения педагогического знания в понятийной форме.
Основными результатами исследования стали определение методологических требований к анализу понятийного строя науки в историческом контексте, обоснование источниковедческой базы, раскрытие исследовательских принципов, описание инструментария и особенностей его применения с учетом специфики педагогических понятий и терминов. Полученные выводы могут быть использованы при изучении проблем в области истории педагогики, методологии педагогической науки и педагогической терминологии. В завершение статьи приводятся актуальные направления исследования процесса развития педагогической терминологии с историко-педагогических позиций.
Об авторе
Е. А. КошкинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики филиала «Сев- машвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета
Список литературы
1. Безрукова В. С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1983. 42 с.
2. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. 270 с.
3. Диалектическая концепция понятия / под ред. А. П. Шептулина. Минск, 1982. 352 с.
4. Виноградов В. В.Основные типы лексического значения слова // Вопр. языкознания. 1953. No 5. С. 3–29.
5. Готт В. С., Землянский Ф .М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высш. шк., 1981. 319 с.
6. Кантор И. М. Педагогическая лексикография и лексикология. М.: Просвещение, 1968. 200 с.
7. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с.
8. Комаровский Б. Б. Об эволюции понятий закона, принципа и правила и их взаимосвязи в педагогике // Сов. педагогика. 1947. No 6. С. 3–15.
9. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. 311 с.
10. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кошкина Е.А. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование и наука. 2012;(5):83-95. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95
For citation:
Koshkina Y.A. Conceptual Terminological Structure of Pedagogy as the Subject of Historical Pedagogic Research. The Education and science journal. 2012;(5):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-83-95