ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-95-116
Аннотация
Цель статьи – анализ результатов мониторинга эффективности деятельности вузов на примере учебных заведений, работающих на территории Омской области.
Методология и методика исследования. Авторами применялась методология комплексного исследования, включающая методы статистического, социологического, сравнительного анализа документов и баз данных Министерства образования и науки РФ и образовательных организаций.
Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что оценка эффективности вузов зависит не столько от успешности их работы, сколько от перечня применяемых индикаторов измерений и особенностей системы начисления баллов. Отказ от комплексного изучения аспектов деятельности учебных заведений и применение одиночных разрозненных индикаторов оценки ведет к подмене объектов измерений и некорректным данным, искажающим общую картину реального положения дел.
Практическая значимость. Авторы полагают, что выводы предпринятого ими исследования будут способствовать подбору более адекватных, соответствующих задаче комплексного обследования методов мониторинга деятельности учреждений высшего профессионального образования, что поможет своевременной оперативной коррекции работы вузов.
Об авторах
Л. М. НуриеваРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике,
Омск
С. Г. Киселев
Россия
социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов,
Омск
Список литературы
1. Артемова И. В. Мониторинг вузов // Советник в сфере образования. 2014. № 1. С. 10–12.
2. Бабурина Т. Н. Проблемы мониторинга эффективности современного российского образовательного процесса // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 1. С. 112–117.
3. Бобылева А. З., Сидорова А. А. Эффективность управления вузами в России: проблемы и решения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. № 2. С. 120–133.
4. Винокуров М. Л. Мониторинг эффективности российских вузов: совершенствование методологии // Известия ИГЭА. 2013. № 6 (92). С. 5–11.
5. Воронова Т. Г., Матишов Д. Г., Попов В. Н., Хинштейн А. Е. Модернизация системы высшего образования // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2013. № 2. С. 16–20.
6. Галимова А. Р. Анализ мониторинга эффективности деятельности вузов, ее роль в оценке результативности расходов бюджета на высшее профессиональное образование // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 28. С. 125–129.
7. Иткис М. Г., Назаренко М. А. Результаты мониторинга деятельности вузов и эффективность базовых филиалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 1. С. 146–147.
8. Карелина И. Г., Соболев А. Б., Сорокин С. О. Мониторинг деятельности образовательных организаций – инициатива системных изменений в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 55–61.
9. Киселева А. А., Гладких Я. Н. Мониторинг эффективности вузов как фактор, определяющий выбор высшего учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 154–157.
10. Лагерев Р. Ю., Немчинова О. С. Особенности мониторинга эффективности образовательной деятельности российских вузов // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4 (87). С. 297–201.
11. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP; frame=454; n=619078;req=doc/ (дата обращения 11.01.2016).
12. Открытые данные Министерства образования и науки РФ. Сведения о функционировании системы высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5/262/ (дата обращения 2.10.2015).
13. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск. 2015. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sibsport.ru/images/FilesOther/samoobsledovanie/otchet 2015.pdf/ (дата обращения 10.11.2015).
14. Отчет по научно-исследовательской работе за 2014 год [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.omskri.ru/images/documents/Otchet_po_NIR_2014.pdf/ (дата обращения 4.10.2015).
15. Об осуществлении мониторинга системы образования. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70429494/#friends/ (дата обращения 10.01.2016).
16. Подведены итоги мониторинга эффективности вузов 2015 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/6923/ (дата обращения 22.12.2015).
17. Правительственный час с участием министра образования и науки Д. Ливанова. Стенограмма. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://smolin.ru/duma/duma06/2013–10–09.htm/ (дата обращения 12.11.2015).
18. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”)» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/70191846/ (дата обращения 10.01.2016).
19. Резник Г. А., Пономаренко Ю. С., Парамонова Л. С. Оценка факторов конкурентоспособности вуза в современных условиях // Мир науки. Научный интернет-журнал. 2015. Вып. 1. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mirnauki.com/PDF/12PMN115.pdf/(дата обращения 1.11.2015).
20. Российское образование. Федеральный портал [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.3/ds.20/isn.1636/index.php/ (дата обращения 10.11.2015).
Рецензия
Для цитирования:
Нуриева Л.М., Киселев С.Г. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2016;(4):95-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-95-116
For citation:
Nurieva L.M., Kiselev S.G. THE PROBLEMS OF MEASUREMENT THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS EFFICIENCY. The Education and science journal. 2016;(4):95-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-95-116