О ВЫПОЛНЕНИИ В ОБРАЗОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ, ФОРМУЛИРУЕМЫХ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВИДЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-4-28
Аннотация
Цель публикации – обоснование целесообразного подхода к выполнению в сфере образования требований, формулируемых в системе социального управления в виде компетенций.
Методы. В работе использованы методы анализа, синтеза и моделирования.
Результаты и научная новизна. Раскрыты ключевые ограничения возможностей педагогики в выполнении требований, формулируемых в сфере социального управления. Обоснован подход к соблюдению в области образования данных требований, представленных в виде компетенций. Приведена дорожная карта переориентации образовательного процесса на выполнение этих требований.
Практическая значимость заключается в обосновании наличия в арсенале педагогики и психологии апробированных методов выполнения требований, формулируемых в виде компетенций, и демонстрации контрпродуктивности существующего волюнтаристского подхода к внедрению в предметную область педагогики инородных и избыточных терминов.
Ключевые слова
Об авторе
Андрей Николаевич ПечниковРоссия
доктор педагогических наук, доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного, Санкт-Петербург (РФ).
Список литературы
1. Аверин В. А. Психология личности [Электрон. ресурс]: учебное пособие. С.-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с. Режим доступа: http:// www.twirpx.com/file/503130/ (дата обращения: 19.11.2015).
2. АзароваР.Н., ЗолотареваН.М.Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов [Электрон. ресурс]. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/ 978 (дата обращения: 19.11.2015).
3. Асмолов А. Г. Психология личности [Электрон. ресурс]: учебник. Москва: МГУ, 1990. 367 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/116858/ (дата обращения: 19.11.2015).
4. Балл Г. А. Теория учебных задач [Электрон. ресурс]: психолого-педагогический аспект. Москва: Педагогика, 1990. 184с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/165960/ (дата обращения: 19.11.2015).
5. Бершадский М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе? [Электрон. ресурс] // Школьные технологии. 2002. No 1. С. 3–19. Режим доступа: http://etcf.nm.ru/rBershadsky1.htm (дата обращения: 19.11.2015).
6. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский университет, 1977. 204 с.
7. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 30.09.2007. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930–10.htm (дата обращения: 19.11.2015).
8. Броневицкий Г. А. и др. Психолого-педагогический словарь офицеравоспитателя корабельного подразделения [Электрон. ресурс]. Новороссийск: НГМА, 2005. 76 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/242802/ (дата обращения: 19.11.2015).
9. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к 4-му заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. Москва: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
10. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к образованию // Высшее образование в России. 2010. No 5. С. 32–37.
11. ВишняковаС.М.Профессиональное образование [Электрон. ресурс]: ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999. 538 с. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1191499418&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.11.2015).
12. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука [Электрон. ресурс]. Москва; Воронеж: Институт практической психологии; Модэк, 1998. 480 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/692097/ (дата обращения: 19.11.2015).
13. ГОСТ Р ИСО 19011–2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента [Электрон. ресурс]. Москва: Стандартинформ, 2013. 45 с. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-19011–2012 (дата обращения: 19.11.2015).
14. Евсеев А. И., Савкин А. Н. О необходимости учета познавательной деятельности учащегося при разработке компьютерных средств обучения [Электрон. ресурс] // Вычислительные сети: теория и практика (BC/NW). 2006. No 2 (9): 14.2. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1191499418&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.11.2015).
15. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электрон. ресурс]. 2-е изд. 2012. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения: 19.11.2015).
16. Захаренко М. Г. Психологическое обеспечение деятельности специалистов ВМФ: направления развития и задачи // Морской сборник. 2006. No 7. С. 31–37.
17. Иванова Е. М. Профориентационная профессиография: методическое пособие [Электрон. ресурс]. Москва: Высшая школа психологии, 2005. 96 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/529415/ (дата обращения: 19.11.2015).
18. Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография [Электрон. ресурс]. Москва: ПЕР СЭ, 2003. 208с. Режим доступа: http:// www.twirpx.com/file/628243/ (дата обращения: 19.11.2015).
19. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987. 224 с.
20. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Электрон. ресурс]. Москва: Педагогика, 1988. 193 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/52867/ (дата обращения: 19.11.2015).
21. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь [Электрон. ресурс]. С.-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. 632 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/80729/ (дата обращения: 19.11.2015).
22. Немов Р. С. Психология [Электрон. ресурс]: словарь-справочник: в 2 ч. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 352 c. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/886503/ (дата обращения: 19.11.2015).
23. НовиковА.М.Основания педагогики [Электрон. ресурс]: пособие для авторов учебников и преподавателей. Москва: Эгвес, 2010. 208 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/171035/ (дата обращения: 19.11.2015).
24. Новиков А. М. Педагогика [Электрон. ресурс]: словарь системы основных понятий. Москва: ИЭТ, 2013. 268с. Режим доступа: http:// www.twirpx.com/file/1713720/ (дата обращения: 19.11.2015).
25. Печников А. Н. E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна // Образовательные технологии и общество [Электрон. ресурс]. 2013. Т. 16, No 4. С. 326–343. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v16_i4/pdf/4.pdf (дата обращения: 19.11.2015).
26. Печников А. Н. О едином подходе к трактовке компетенций в сфере социального управления и образования // Образование и наука. 2016. No 2. С. 4–20.
27. Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем [Электрон. ресурс]. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. 326 с. Режим доступа: http:// pedlib.ru/Books/1/0224/1_0224–269.shtml (дата обращения: 19.11.2015).
28. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Электрон. ресурс]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 1984. 174 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1687831/ (дата обращения: 19.11.2015).
29. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 254 с.
30. Практикум по общей психологии [Электрон. ресурс]: учебное пособие / под ред. К. М. Романова. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: Модэк, 2002. 320 с. Режим доступа: http://www.read.in.ua/ book238287/ (дата обращения: 22.05.2015).
31. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 16 мая 2013 г. No 267 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора во внутренних войсках МВД России». 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/document/ cons_doc_LAW_149264/ (дата обращения: 19.11.2015).
32. Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 No 50 (ред. от 12.05.2005) «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ». 2005. 44 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=LAW&n= 55249&req=doc (дата обращения: 19.11.2015).
33. Тулина Е. Таксономия Блума. 2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://newtonew.com/overview/taksonomija-bluma (дата обращения: 19.11.2015).
34. Управление персоналом [Электрон. ресурс]: словарь-справочник. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm (дата обращения: 19.11.2015).
35. Фельдбаум А. А. Процессы обучения людей и автоматов // Методы оптимизации автоматических систем: сборник / под ред. Я. З. Цыпкина. Москва: Энергия, 1972. С. 112.
36. Чошанов М. А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Электрон. ресурс] // Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191499418&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.11.2015).
37. Что такое дорожная карта? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://novznania.ru/2011/01/что-такое-дорожная-карта/#01 (дата обращения: 19.11.2015).
38. Энциклопедия Википедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Дорожная_карта (дата обращения: 19.11.2015).
39. Stoof A., Martens R. L., Merrienboer J. J. G. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства [Электрон. ресурс] / пер. с англ. Е. Орел // Open University Of the Netherlands, 2007. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/chto-est-kompetenciya-konstruktivistskiypodhod-kak-vyhod-iz-zameshatelstva (дата обращения: 19.11.2015).
Рецензия
Для цитирования:
Печников А.Н. О ВЫПОЛНЕНИИ В ОБРАЗОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ, ФОРМУЛИРУЕМЫХ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВИДЕ КОМПЕТЕНЦИЙ. Образование и наука. 2016;(3):4-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-4-28
For citation:
Pechnikov A.N. REQUIREMENTS FORMED IN THE FIELD OF SOCIAL CONTROL IN THE FORM OF COMPETENCE: IMPLEMENTATION IN EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(3):4-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-4-28