ПРОБЛЕМА ИЗМЕРИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-21-33
Аннотация
Цель статьи состоит в описании таксономической модели, позволяющей классифицировать учебную информацию, педагогические контрольные материалы, а также уровни сформированности у обучающихся компетенций, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Методология и методики исследования основаны на квалиметрическом подходе, предполагающем педагогическую экспертизу элементов матрицы таксономической модели посредством групповых экспертных оценок в виде многофункциональной матрицы
Результаты. Описаны методика и математический аппарат для определения рейтинга ячеек многофункциональной матрицы, на основе которой осуществляется классификация рассматриваемых педагогических объектов.
Научная новизна. Предложена новая таксономическая модель, позволяющая решить проблему измеримости компонентов образовательных стандартов в условиях реализации в высшей школе компетентностного подхода.
Практическая значимость. Представленные в статье таксономическая модель и методика ее применения могут быть использованы для конкретизации компетентностно-ориентированных целей обучения в вузе и диагностики степени их достижения.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. А. ШиховРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики,
Ижевск
О. Ф. Шихова
Россия
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики,
Ижевск
А. А. Касаткин
Россия
ассистент кафедры общей и клинической фармакологии,
Ижевск
Список литературы
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Издательство института профобразования и МО, 1995. 336 с.
2. Вербицкая Н. О., Котова Д. И., Романцев Г. М., Федоров В. А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. № 5. С. 119–125.
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва: Педагогика, 1991. 239 с.
4. Любимова О. В., Шихова О. Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография. Ижевск: ИжГТУ, 2009. 184 с.
5. Родионов Б. У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 12 с.
6. Соколов В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт): монография. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 86 с.
7. Чошанов М. А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. 2000. № 4. С. 86–91.
8. Шихов Ю. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «школа – втуз» // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50–52.
9. Шихов Ю. А. Квалитативная технология конструирования дидактических тестов // Образование и наука. 2004. № 5. С. 53–60.
10. Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Современные фундаментальные и прикладные исследования: международное научное издание. 2013. № 4 (11). С. 35–39.
11. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 7 (103). С. 40–57.
Рецензия
Для цитирования:
Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Касаткин А.А. ПРОБЛЕМА ИЗМЕРИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2016;(1):21-33. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-21-33
For citation:
Shikhov Y.A., Shikhova O.F., Kasatkin A.A. THE PROBLEM OF STANDARDS MEASURABILITY IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(1):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-21-33