КОМПОНИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ- КЛАСТЕРЫ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-36-50
Аннотация
Цель статьи – обоснование актуальности и эффективности коллективной работы преподавателей кафедры по формированию интегрированных специальных профессиональных компетенций субъектов обучения.
Методы и методики. Ведущим методом реализации поставленной цели авторы считают метод работы в команде, который предлагают осуществлять на базе ситуативной методики формирования внутрикафедральной структуры – компонированного коллектива-кластера, чья деятельность основывается на синергическом взаимодействии участников образовательного процесса.
Результаты описанного в публикации нововведения сделают реальной интеграцию содержания образовательных процессов, будут способствовать органичному взаимодействию преподавателей дисциплин на основе работы целостной интегрированной подсистемы – компонированного коллектива-кластера, нацеленной на формирование специальных профессиональных компетенций. Вектор нововведения можно связать и с более объемным полем интеграции – эффективным освоением учащимися общепрофессиональных и общекультурных компетенций.
Научная новизна. Деятельность педагогического компонированного кол- лектива-кластера предлагается рассматривать в целостном блоке научно-теоретических и практико-педагогических аспектов: научно-организационном, учебно-методическом, практико-организационном, воспитательном и др. Научная новизна статьи связана с расширением содержания ряда положений, основывающихся на научно-теоретических выводах исследований педагогическо-коллективных (В. А. Сухомлинский и др.) и организационно-психологических (К. Роджерс и др.) процессов, а также положений синергетики, экстраполированных в организационно-педагогические процессы. Показано, что эффективность образовательного процесса может быть достигнута при условии взаимосоотнесенности организационной и методической работы; синтеза управленческой и исполнительской деятельности на основе органики целого образовательного процесса. Необходимость коллективного педагогического творчества обоснована синергетическими процессами и мотивационно-эмоциональными характеристиками.
Практическая значимость статьи состоит в конкретных предложениях, касающихся решения актуальных задач высшей школы: преодоления проблемы «дисциплинарной дискретности» работы кафедр, стереотипа «формального междисциплинарного взаимодействия» путем реструктурирования кафедр на научной основе коллективного творчества. Создание подобных новых (инновационных) педагогических условий работы вузовских кафедр, по мнению авторов, необходимо в самое ближайшее время. Такая организация даст возможность осуществлять реальную связь науки с практикой и в целом повысит качество и результативность образовательных процессов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Анатольевич ФедоровРоссия
доктор педагогических наук, директор научно-образовательного Центра профессионально-педагогического образования,
Екатеринбург
Александр Владимирович Степанов
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера,
Екатеринбург
Татьяна Михайловна Степанова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и дизайна,
Екатеринбург
Список литературы
1. Алехина С. В., Битянова М. Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. C. 66–73.
2. Бондаренко С. В. Проблемные аспекты построения модели психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве вуза // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.nestu.ru
3. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психологопедагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике: сборник научных трудов. С.-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.psyedu.ru
4. Гапонцева М. Г. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения / М. Г. Гапонцева, В. А. Федоров, В. Л. Гапонцева // Образование и наука. 2006. № 5. С. 13–19.
5. Глуханюк Н. С. Психодиагностика (практикум): учебное пособие / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова. Москва: Академический проект; Деловая книга, 2005. 2005. 272 с.
6. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика: учебник. Москва: КНОРУС, 2009. 352 с.
7. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. М. Ушинского. Москва: Педагогика, 1974. 272 с.
8. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование [Электрон. ресурс]. 2010. № 2. Режим доступа: http: //www.psyedu.ru
9. Минеева С. И., Дидковская Я. В., Вишневский Ю. Р., Боронина Л. Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ [Электрон. ресурс]. 2001. № 4. С. 65–69. Режим доступа: http: //www/ umj/ru/index.php/pub/inside/269
10. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
11. Романцев Г. М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. 545 с.
12. Степанова Т. М. Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 24 с.
13. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. Москва: Просвещение, 1981. 192 с.
14. Такер Б. Роберт. Инновации как формула роста. Москва: ОлимпБизнес, 2006.
15. Управление инновационными проектами: учебное пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. Москва: ИНФРА-М, 2007.
16. Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston Houghton Mifflin, 1961.
17. Rogers C. R A therapist׳s view of personal goals. Pendle Hill Pamphlet, 1960.
Рецензия
Для цитирования:
Федоров В.А., Степанов А.В., Степанова Т.М. КОМПОНИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ- КЛАСТЕРЫ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ. Образование и наука. 2015;(9):36-50. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-36-50
For citation:
Fedorov V.A., Stepanov A.V., Stepanova T.M. COMPOSITE PEDAGOGICAL STAFF-CLUSTERS AS A CONDITION OF DEPARTMENT EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2015;(9):36-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-36-50