Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-129-150

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме диагностики креативности как комплексного и многофакторного конструкта. Цель статьи – анализ многофакторных моделей креативности и выявление структурных и динамических аспектов психологической диагностики для определения актуальных аспектов развития психологической диагностики креативности. Методология, методы и методики. В работе проведен анализ многофакторных моделей креативности; осуществлена модификация матрицы исследований креативности в различных отраслях психологии и разработана матрица методов диагностики разных аспектов креативности субъектов. Результаты и научная новизна. В результате анализа различных многофакторных моделей креативности (4P, 4C, 5A, 7C) были выделены пять общих структурных факторов креативности (5Т): творческая личность, творческий процесс, творческий продукт, творческая среда и совместное творчество и создана матрица методов диагностики креативности 5T × 4C, включающая структурные (5Т) и динамические параметры (4С). Выявлены области исследования с менее разработанным психодиагностическим инструментарием: творческий процесс на уровне профессиональной и выдающейся креативности; творческая среда на уровне малой и повседневной креативности; совместное творчество на разных уровнях креативности. Практическая значимость. Предлагаемая матрица 5T × 4C является основанием для анализа актуальных аспектов развития диагностики креативности. Проведенный анализ многофакторных моделей и методов психологической диагностики креативности может быть использован при разработке новых психодиагностических методик исследования феномена креативности.

Об авторах

В. Г. Грязева-Добшинская
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Россия

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности», профессор кафедры «Психология управления и служебной деятельности»

Челябинск.

AuthorID: 304-899.



Е. И. Колтунов
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Россия

Колтунов Евгений Иванович – научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности», старший преподаватель кафедры «Психология управления и служебной деятельности»,

Челябинск.

AuthorID: 903-340



С. Ю. Коробова
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Россия

Коробова Светлана Юрьевна – кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности»,

Челябинск.



В. А. Глухова
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Россия

Глухова Вера Александровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности»,

Челябинск.



Е. С. Набойченко
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Набойченко Евгения Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования

Екатеринбург.

AuthorID: 391-572.



Список литературы

1. Fürst G., Lubart T. An integrative approach to the creative personality: beyond the big five paradigm. The Cambridge Handbook of Creativity and Personality Research. 2017;1:140–164. doi: 10.1017/9781316228036.009

2. Taylor C.L., Kaufman J.C. The creative trait motivation scales. Thinking Skills and Creativity. 2021;39:100763. doi: 10.1016/j.tsc.2020.100763

3. Urban M., Urban K. Orientation toward intrinsic motivation mediates the relationship between metacognition and creativity. Journal of Creative Behavior. 2022;57:6–16. doi: 10.1002/jocb.558

4. Glaveanu V.P., Hanson M.A., Baer J., Barbot B., Clapp E.B., Corazza G.E., et al. Advancing creativity theory and research: a socio-cultural manifesto. Journal of Creative Behavior. 2019;54(3):741–745. doi: 10.1002/jocb.395

5. Rhodes M. An analysis of creativity. Phi Delta Kappan. 1961;42:305–311. Accessed March 28, 2024. https://www.jstor.org/stable/20342603?origin=JSTOR-pdf

6. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях. Современная зарубежная психология. 2021;10(4):8–16. doi: 10.17759/jmfp.2021100401

7. Wu C.-L., Huang S.-Y., Chen P.-Z., Chen H.-C. A systematic review of creativity-related studies applying the remote associates test from 2000 to 2019. Frontiers in Psychology. 2020;11:573432. doi: 10.3389/fpsyg.2020.573432

8. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP). International Education Journal. 2005;6:272–280. Accessed March 28, 2024. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf

9. Guilford J.P. Creativity: a quarter century of progress. Perspectives Creativity.1975;1:35–39. Accessed March 28, 2024. https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315126265-2/creativity-guilford

10. Helfand M., Kaufman J.C., Beghetto R.A. The Four-C Model of Creativity: culture and context. In: V. P. Glăveanu, ed. Palgrave Handbook of Creativity and Culture Research. New York: Palgrave; 2017:15–36. doi: 10.1057/978-1-137-46344-9_2

11. Kaufman S.B. Opening up openness to experience: a four-factor model and relations to creative achievement in the arts and sciences. Journal of Creative Behavior. 2013;47(4):233–255. doi: 10.1002/jocb.33

12. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: The Five A’s framework. Review of General Psychology. 2013;17(1):69–81. doi: 10.1037/a0029528

13. Kharkhurin A.V. Creativity.4in1: four-criterion construct of creativity. Creativity Research Journal. 2014;26(3):338–352. doi: 10.1080/10400419.2014.929424

14. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: an overview of the 7C’s of creative thought. The Psychology of Human Thought: An Introduction. 2020;1:277–305. doi: 10.17885/heiup.470.c6678

15. Glăveanu V.P., Kaufman J.C. The creativity matrix: spotlights and blind spots in our understanding of the phenomenon. Journal of Creative Behavior. 2020;54:884–896. doi: 10.1002/jocb.417

16. Rodriguez R.M., Silvia P.J., Kaufman J.C., Reiter-Palmon R., Puryear J.S. Taking inventory of the Creative Behavior Inventory: An item response theory analysis of the CBI. Creativity Research Journal. 2023;35(2):143–153. doi: 10.1080/10400419.2023.2183322

17. Silvia P.J., Rodriguez R.M., Beaty R.E., Frith E., Kaufman J., Loprinzi P.D., et al. Measuring everyday creativity: A Rasch model analysis of the Biographical Inventory of Creative Behaviors (BICB) scale. Thinking Skills and Creativity. 2021;39:100797 doi: 10.1016/j.tsc.2021.100797

18. Elisondo R.C. Creative Actions Scale: A Spanish scale of creativity in different domains. Journal of Creative Behavior. 2021;55:215–227. doi: 10.1002/jocb.447

19. Benić M. Translation and validation of the Kaufman Domains of Creativity Scale on a Croatian sample of early childhood and preschool education students. Center for Educational Policy Studies Journal. 2021;11(3):163–179. doi: 10.26529/cepsj.708

20. Carson S.H., Peterson J.B., Higgins D.M. Reliability, validity, and factor structure of the creative achievement questionnaire. Creativity Research Journal. 2005;17(1):37–50. doi: 10.1207/s15326934crj1701_4

21. Bobic M., Davis E., Cunningham R. Kirton Adaptation-Innovation Inventory: validity issues, practical questions. Review of Public Personnel Administration. 1999;19(2):18–31. doi: 10.1177/0734371X9901900204

22. Houtz J.C., Selby E., Esquivel G.B., Okoye R.A., Peters K.M., Treffinger D.J. Creativity styles and personal type. Creativity Research Journal. 2003;15(4):321–330. doi: 10.1207/S15326934CRJ1504_2

23. Chávez-Eakle R.A., Eakle A.J., Cruz-Fuentes C. The multiple relations between creativity and personality. Creativity Research Journal. 2012;24(1):76–82. doi: 10.1080/10400419.2012.649233

24. Cramond B. Assessing Creativity: A Palette of Possibilities. Appendix. Choosing a Creativity Assessment that is Fit for Purpose. Billund: The LEGO Foundation; 2020:1–34. Accessed March 28, 2024. https://cms.learningthroughplay.com/media/ynrbfpi4/appendix_assessingcreativity_pdf.pdf

25. Dollinger S.J., Dollinger S.M.C., Centeno L. Identity and creativity. Identity: An International Journal of Theory and Research. 2005;5(4):315–339. doi: 10.1207/s1532706xid0504_2

26. Haslam S.A., Adarves-Yorno I., Postmes T., Jans L. The collective origins of valued originality: a social identity approach to creativity. Personality and Social Psychology Review. 2013;17(4):384–401. doi: 10.1177/1088868313498001

27. Gocłowska M.A., Crisp R.J. How dual-identity processes foster creativity. Review of General Psychology. 2014;18(3):216–236. doi: 10.1037/gpr0000008

28. Glăveanu V.P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology. 2014;34:12–21. doi: 10.1016/j.newideapsych.2014.02.002

29. Дружинина С. В. Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста. Акмеология. 2015;4:66–71. Режим доступа: https://narodnoe.org/journals/akmeologiya/2015-4/resursnaya-rol-intellekta-i-kreativnosti-v-samorealizacii-podrostkov-starshego-vozrasta (дата обращения: 28.03.2024).

30. Sica L.S., Ragozini G., Di Palma T., Aleni Sestito L. Creativity as identity skill? Late adolescents’ management of identity, complexity and risk-taking. The Journal of Creative Behavior. 2019;53(4):457– 471. doi: 10.1002/jocb.221

31. Гудзовская А.А., Добрынина Е.И., Мышкина М.С. Социальная идентичность как контекст креативности в ситуации фрустрации. Социальная психология и общество. 2023;14(2):193–210. doi: 10.17759/sps.2023140212

32. Karwowski M., Lebuda I., Wiśniewska E. Measuring creative self-efficacy and creative personal identity. The International Journal of Creativity & Problem Solving. 2018;28(1):45–57. Accessed March 28, 2024. https://www.researchgate.net/publication/325070288_Measuring_Creative_Self-efficacy_and_Creative_Personal_Identity

33. Abulela M.A.A. Development and initial validation of a creative self-efficacy scale for undergraduates: categorical confirmatory factor analysis and multidimensional item response theory. Frontiers in Education. 2024:8:1306532. doi:10.3389/feduc.2023.1306532

34. Тимощенко А.С., Грязева-Добшинская В.Г., Кадышева М.В. Творческое лидерство педагога как ресурс педагогического влияния. Психология. Психофизиология. 2019;12(1):83–91. doi: 10.14529/psy190108

35. Mednick S.A. The Remote Associates Test. The Journal of Creative Behavior. 1968;2(3):213–214. doi: 10.1002/j.2162-6057.1968.tb00104.x

36. Kim K.H. The Torrance tests of creative thinking-figural or verbal: Which one should we use? Creativity. Theories-Research-Applications. 2017;4(2):302–321. doi: 10.1515/ctra-2017-0015

37. Almeida L.S., Prieto L.P., Ferrando M., Oliveira E., Ferrándiz C. Torrance Test of Creative Thinking: the question of its construct validity. Thinking Skills and Creativity. 2008;3(1):53–58. doi: 10.1016/j.tsc.2008.03.003

38. Puryear J.S., Kettler T., Rinn A.N. Relationships of personality to differential conceptions of creativity: a systematic review. Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. 2017;11(1):59–68. doi: 10.1037/aca0000079

39. Yin Y., Han J., Huang S., Zuo H., Childs P. A study on student: assessing four creativity assessment methods in product design. Proceedings of the Design Society. 2021;1:263–272. doi: 10.1017/pds.2021.27

40. Kaufman J.C., Baer J., Agars M.D., Loomis D. Creativity stereotypes and the consensual assessment technique. Creativity Research Journal. 2010;22(2):200–205. doi: 10.1080/10400419.2010.481529

41. Kaufman J.C., Baer J., Cole J.C. Expertise, domains, and the consensual assessment technique. The Journal of Creative Behavior. 2009;43:223–233. doi: 10.1002/j.2162-6057.2009.tb01316.x

42. Cropley D.H., Kaufman J.C. Measuring Functional creativity: non-expert raters and the Creative Solution Diagnosis Scale. The Journal of Creative Behavior. 2012;46:119–137. doi: 10.1002/jocb.9

43. Amabile T.M., Conti R., Coon H., Lazenby J., Herron M. Assessing the work environment for creativity. The Academy of Management Journal. 1996;39(5):1154–1184. doi: 10.2307/256995

44. Basadur M., Taggar S., Pringle P. Improving the measurement of divergent thinking attitudes in organizations. The Journal of Creative Behavior. 1999;33:75–111. doi: 10.1002/j.2162-6057.1999.tb01040.x

45. Грязева-Добшинская В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства. Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации: материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина; 201; Москва. Москва: издательство Института психологии РАН; 2010:298– 309.

46. Karwowski M. Culture and psychometric studies of creativity. In: Glăveanu V.P., ed. The Palgrave Handbook of Creativity and Culture Research. New York: Palgrave Macmillan/Springer Nature; 2016:159–186. doi: 10.1057/978-1-137-46344-9_8

47. Kaufman J.C., Plucker J.A. Intelligence and creativity. In: Sternberg R.J., Kaufman S.B., eds. The Cambridge Handbook of Intelligence. Cambridge University Press; 2011:771–783. doi: 10.1017/CBO9780511977244.039

48. Silvia P.J., Winterstein B.P., Willse J.T., Barona C.M., Cram J.T., Hess K.I., et al. Assessing creativity with divergent thinking tasks: exploring the reliability and validity of new subjective scoring methods. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2008;2(2):68–85. doi: 10.1037/1931-3896.2.2.68

49. Piffer D. Can creativity be measured? An attempt to clarify the notion of creativity and general directions for future research. Thinking Skills and Creativity. 2012;7(3):258–264. doi: 10.1016/j.tsc.2012.04.009

50. Kim K.H. Can we trust creativity tests? A review of the Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT). Creativity Research Journal. 2006;18(1):3–14. doi: 10.1207/s15326934crj1801_2

51. Sidi Y., Torgovitsky I., Soibelman D., Miron-Spektor E., Ackerman R. You may be more original than you think: predictable biases in self-assessment of originality. Acta Psychologica. 2020;203:103002. doi: 10.1016/j.actpsy.2019.103002

52. Silvia P.J., Wigert B., Reiter-Palmon R., Kaufman J.C. Assessing creativity with self-report scales: a review and empirical evaluation. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2012;6(1):19–34. doi: 10.1037/a0024071

53. Kaufman J.C., Kaufman S.B., Lichtenberger E.O. Finding creative potential on intelligence tests via divergent production. Canadian Journal of School Psychology. 2011;26(2):83–106. doi: 10.1177/0829573511406511


Рецензия

Для цитирования:


Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Глухова В.А., Набойченко Е.С. Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике. Образование и наука. 2024;26(9):129-150. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-129-150

For citation:


Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Koltunov E.I., Korobova S.Yu., Glukhova V.A., Naboichenko E.S. Multifactor models of creativity: structural and dynamic approaches in psychological assessment. The Education and science journal. 2024;26(9):129-150. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-129-150

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)