Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

Аннотация

Введение. Сегодня высшее образование стало одной из сфер активного применения систем искусственного интеллекта (ИИ), способных моделировать когнитивную деятельность человека для решения различных задач. Возможность самостоятельного применения инструментов с ИИ студентами и преподавателями стала предпосылкой к изменению модели реализации образовательного процесса. Целью исследования является изучение отношения преподавателей и студентов к использованию находящихся в широком доступе инструментов с ИИ в образовании на примере Томского государственного университета (ТГУ). Методология, методы и методики. Основными методами исследования являлись социологические и статистические. Проводилось анкетирование 1597 студентов и 250 преподавателей ТГУ. Проверка статистически значимых различий между подвыборками по социально-демографическим характеристикам осуществлялась с помощью хи-квадрата Пирсона и Z-теста сравнения пропорций (на уровне значимости 95 %, p < 0,05). Между подвыборками и между результатами, полученными от студентов и преподавателей, проводился сравнительно-сопоставительный анализ. Результаты. Было выявлено, что студенты чаще, чем преподаватели, относятся к инструментам с ИИ положительно. Профессорско-преподавательский состав (ППС) более склонен обращать внимание на те риски и негативные факторы, которые может повлечь интеграция ИИ в образование. Респонденты с опытом использования ИИ более позитивно настроены к таким инструментам в образовании. Студенты младших курсов более оптимистично настроены относительно перспектив внедрения и использования ИИ в высшем образовании. Студенты, выполнявшие учебные задания при помощи инструментов с ИИ, отметили, что в большинстве случаев преподаватели не замечали этого. И преподаватели, и студенты допускают, что без снижения образовательных результатов инструменты с ИИ можно применять в качестве помощников в обработке информации. Научная новизна заключается в выявлении актуального отношения ППС и студенчества к системам ИИ, находящимся в широком доступе: к рискам и возможностям подобных инструментов в образовании. Практическая значимость. Полученные данные и результаты анализа позволяют зафиксировать срез существующего отношения студентов и преподавателей к возможностям использования ИИ в высшем образовании, что может стать одним из оснований для разработки принципов и стратегий работы субъектов образовательного процесса с возможностями новых технологий, использующих с ИИ в своей деятельности, в частности, через создание методических рекомендаций, курса повышения квалификации для преподавателей, образовательных модулей для студентов.

Об авторах

К. И. Буякова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Буякова Кристина Игоревна – кандидат педагогических наук, начальник отдела информационного сопровождения и цифрового продвижения Института дистанционного образования

Томск



Я. А. Дмитриев
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Дмитриев Яков Анатольевич – специалист по учебно-методической работе учебно-научной лаборатории непрерывного образования Центра технологического и исследовательского сопровождения Института дистанционного образования

Томск



А. С. Иванова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Иванова Арина Сергеевна – заведующая учебно-научной лабораторией непрерывного образования Центра технологического и исследовательского сопровождения Института дистанционного образования

Томск



А. В. Фещенко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Фещенко Артем Викторович – директор Центра технологического и исследовательского сопровождения Института дистанционного образования, начальник отдела разработки и коммерциализации цифровых решений ЦТИС Института дистанционного образования, старший преподаватель кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета

Томск



К. И. Яковлева
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Яковлева Кристина Игоревна – начальник отдела методического сопровождения электронного
обучения Центра технологического и исследовательского сопровождения Института дистанционного образования

Томск



Список литературы

1. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023;21(2):100790. doi:10.1016/j.ijme.2023.100790

2. Rudolph J., Tan S., Tan S. ChatGPT: Bullshit spewer or the end of traditional assessments in higher education? Journal of Applied Learning & Teaching. 2023;6(1):342–363. doi:0.37074/jalt.2023.6.1.9

3. Gillani N., Eynon R., Chiabaut C., Finkel K. Unpacking the “Black Box” of AI in Education. Educational Technology & Society. 2023;26(1):99–111. doi:10.30191/ETS.202301_26(1).0008

4. Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы. Открытое образование. 2023;27(2):36–48. doi:10.21686/1818-4243-2023-2-36-48

5. Бекиров С.Н. Социально-философские проблемы внедрения в высшее образование искусственного интеллекта и искусственной жизни. Проблемы современного педагогического образования. 2022;77-2:49–52. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskie-problemy-vnedreniya-v-vysshee-obrazovanie-iskusstvennogo-intellekta-i-iskusstvennoy-zhizni (дата обращения: 03.12.2023).

6. Wang Y., Chenchen L, Yun-Fang T. Factors Affecting the adoption of AI-based applications in higher education: an analysis of teachers’ perspectives using structural equation modeling. Educational Technology & Society. 2021;24(3):116–29. Accessed December 05, 2023. https://www.jstor.org/stable/27032860

7. Bittencourt I.I., Chalco G., Santos J., et al. Positive Artificial Intelligence in Education (P-AIED): A Roadmap. International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2023. doi:10.1007/s40593-023-00357-y

8. Balyan V. Influence of COVID and AI on Teaching and Learning. Intelligent Computing & Optimization. 2022:132–141. doi:10.1007/978-3-031-19958-5_13

9. Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students’ Acceptance of Technology-Mediated Teaching – How It Was Influenced During the COVID-19 Pandemic in 2020: A Study From Germany. Frontiers in Psychology. 2021;12. doi:10.3389/fpsyg.2021.636086

10. Rios-Campos C., Cánova E.S.M., Zaquinaula I.R.A., Zaquinaula H.E.A., Vargas D.J.C., Peña W.S., et al. Artificial Intelligence and Education. South Florida Journal of Development. 2023;4(2):641–655. doi:10.46932/sfjdv4n2-001

11. Горюнова Е.С., Иванова А.С., Степаненко А.А., Фещенко А.В. Опыт применения инструментов оценки и практик управления качеством электронного обучения (кейс Томского государственного университета). Открытое образование. 2022;26(4):4–18. doi:10.21686/1818-4243-2022-4-4-18

12. Haleem A., Javaid M., Asim Qadri M., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275–285. doi:10.1016/j.susoc.2022.05.004

13. Kabudi T., Pappas I., Olsen D.H. AI-enabled adaptive learning systems: A systematic mapping of the literature. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021;2:100017. doi:10.1016/j.caeai.2021.100017

14. Aristovnik A., Karampelas K., Umek L., Ravšelj D. Impact of the COVID-19 pandemic on online learning in higher education: a bibliometric analysis. Frontiers in Education. 2023;8. doi:10.3389/feduc.2023.1225834

15. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России). Режим доступа: http://www.consultant.ru//spa.msu.ru/wp-content/uploads/12.pdf (дата обращения: 16.10.2023).

16. Котлярова И.О. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022;14(3):69–82. doi:10.14529/ped220307

17. Lin J. ChatGPT and Moodle Walk into a Bar: A Demonstration of AI’s Mind-blowing Impact on E-Learning. doi:10.2139/ssrn.4393445

18. Mollick E. R., Mollick L. New Modes of Learning Enabled by AI Chatbots: Three Methods and Assignments. doi:10.2139/ssrn.4300783

19. Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе. Современное педагогическое образование. 2023;1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 25.11.2023).

20. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика. 2020;10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-na-primere-obucheniya-inostrannym/viewer (дата обращения: 01.12.2023).

21. Chen X., Zou D., Xie H., Cheng G., Liu C. Two Decades of Artificial Intelligence in Education: Contributors, Collaborations, Research Topics, Challenges, and Future Directions. Educational Technology & Society. 2022;25(1):28–47. Accessed November 20, 2023. https://www.jstor.org/stable/4864702

22. Tas N. Chapter 2 – Revolutionizing education: applications of artificial intelligence. In: Kaban A., Stachowicz-Stanusch A., eds. Empowering Education: Exploring the Potential of Artificial Intelligence. ISTES Organisation; 2023:21–30. Accessed November 24, 2023. https://www.researchgate.net/publication/373993038_Empowering_Education_Exploring_the_Potential_of_Artificial_Intelligence_Chapter_2_-Revolutionizing_Education_Applications_of_Artificial_Intelligence_Chapter_Highlights

23. Schönberger M. ChatGPT in Higher Education: The Good, The Bad, and The University. In: 9th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’23); June 19–22, 2023; Valencia, Spain. Accessed December 01, 2023. https://www.researchgate.net/publication/370943831_ChatGPT_in_Higher_Education_The_Good_The_Bad_and_The_University

24. Итинсон К.И., Чиркова В.М. К вопросу о влиянии искусственного интеллекта на сферу современного образования. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021;10(1). doi:10.26140/anip-2021-1001-0076

25. Duarte F. Number of ChatGPT Users. Accessed December 07, 2023. https://explodingtopics.com/blog/chatgpt-users

26. McCormack M. Educause QuickPoll Results: Adopting and Adapting to Generative AI in Higher Ed Tech. Accessed December 08, 2023. https://er.educause.edu/articles/2023/4/educause-quickpoll-results-adopting-and-adapting-to-generative-ai-in-higher-ed-tech

27. Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(2):311–330. doi:10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330

28. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Мелкая Л.А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций. Высшее образование в России. 2022;8-9:58–78. doi:10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78

29. Grainger R., Liu Q., Geertshuis S. Learning technologies: A medium fo r the transformation of medical education? Medical Education. 2021;55(1):23–29. doi:10.1111/medu.14261.

30. Бахишева С.М., Тихонюк Е.В., Мухтар З.Г., Кинжекова Р.С., Кемешова А.М. Единая среда смешанного обучения: казахстанский контекст. Образование и наука. 2024;26(6):12–41. doi:10.17853/1994-5639-2024-3371

31. McGrath C., Cerratto Pargman T., Juth N., Palmgren P. J., University teachers’ perceptions of responsibility and artificial intelligence in higher education – An experimental philosophical study. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023;4(2):100139. doi:10.1016/j.caeai.2023.100139

32. Luckin R., Cukurova M., Kent C., du Boulay B. Empowering educators to be AI-ready. Computers & Education. 2022;3:100076. doi:10.1016/j.caeai.2022.100076

33. Bell R., Bell H. Entrepreneurship Education in the Era of Generative Artificial Intelligence. Entrepreneurship Education. 2023. doi: 10.1007/s41959-023-00099-x


Рецензия

Для цитирования:


Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160-193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

For citation:


Buyakova K.I., Dmitriev Ya.A., Ivanova A.S., Feshchenko A.V., Yakovleva K.I. Students’ and teachers’ attitudes towards the use of tools with generative artificial intelligence at the university. The Education and science journal. 2024;26(7):160-193. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

Просмотров: 471


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)