ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165
Аннотация
Цель настоящей публикации – описание профориентационной деятельности, осуществляемой в системах школьного образования разных стран. Подобная работа в России, несмотря на огромный опыт ее осуществления в прошлом, сейчас испытывает серьезные сложности. Поэтому важно учитывать имеющиеся положительные результаты зарубежной практики в этой области, проецируя лучшие ее варианты на отечественную почву.
Методы и результаты. На основе сравнительного анализа информации из различных источников показана специфика профориентационной работы со школьниками в США, Канаде, Израиле, Франции, Великобритании, Германии, Дании, Швеции, Японии, Сингапуре, Китае и Индии. Автором предпринята попытка обобщить принципы организации психолого-педагогической и административной помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Научная новизна. Впервые сопоставлены подходы к профориентационной деятельности в странах с различным уровнем экономического развития. Обнаружено несколько закономерностей. Чем выше в государстве уровень дохода на душу населения, тем большее внимания оно уделяет профориентационной работе. В развитых странах политика в данной сфере основана, прежде всего, на интересах индивида; знакомство детей с миром профессий начинается уже в младшей школе, а момент окончательного самоопределения отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профподготовки в случае обнаружения несоответствия качеств учащегося первоначально избранному профилю. В развивающихся странах профориентационная деятельность, напротив, жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда; здесь отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком. Для всех зарубежных схем профориентационной работы типична организация непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями детей, составление их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов для продолжения профессионального обучения в колледжах или вузах. Общей является потребность экономик в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития.
Практическая значимость. Материалы статьи будут полезны отечественным профориентаторам и специалистам, занимающимся управлением образования.
Об авторе
Сергей Николаевич ТолстогузовРоссия
кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии ифизиологии человека и животных Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ).
Список литературы
1. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. No 4. С. 227–246.
2. Бейн Дж. Профессиональное образование: необходимость для экономики Индии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.uran.donetsk.ua/ ~masters/2013/iem/boyko_/library/article3.htm.
3. Вуоринен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник ТвГУ. 2013. Вып. 3. С. 24–33.
4. Гриншпун С. С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду // Педагогика. 2006. No 4. С. 103–108.
5. Гриншпун С. С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. No 7. С. 85–91.
6. Гриншпун С. С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. 2005. No 7. С. 100–105.
7. Гриншпун С. С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции // Педагогика. 2007. No 3. С. 71–78.
8. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников вСША // Педагогика. 2005. No 9. С. 65–72.
9. Гуткин М. С. Использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников // Психология. 1999. No 3. С. 114–121.
10. Кожевникова М. Н. Педагогические условия адаптации учащихся из КНР в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 154 с.
11. Профессиональная ориентация школьников. Аналитическая записка / под ред. Н. М. Клыгина, Н. А. Лифантьевой. Вологда, 2010. 81 с.
12. Радченко Л. Р. Политика британских колониальных властей в Индии в сфере высшего образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. No 3. С. 187–189.
13. Федотова Е. Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2003. 373 с.
14. Хабиб А. Д. Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2004. 199 с.
15. Шамсутдинова И. Г., Павлова О. И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. No 4. С. 101–111.
16. Dehaas J. Students like diploma-degree option at Guelph-Humber // The Maclean’s Guide to Universities. August 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.macleans.ca/education/university
17. ELGPN (2012b) Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. ELGPN Tools 1. European Lifelong Guidance Policy Network, ELGPN, 2012.
18. Parsons Frank. Choosing a vocation. Boston and New York: Publishing Houghton Mifflin Company. 1909. 182 p.
Рецензия
Для цитирования:
Толстогузов С.Н. ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ. Образование и наука. 2015;1(1):151-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165
For citation:
Tolstoguzov S.N. CAREER GUIDANCE EXPERIENCE ABROAD. The Education and science journal. 2015;1(1):151-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165