ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАРТ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-123-136
Аннотация
Цель описанной в статье работы – проверка пригодности использования логико-структурного графического формата учебного материала, который представлен в виде информационно-коммуникативных карт (ИКкарт), и его эффективности для формирования информационно-коммуникативных умений учащихся.
Автором задействованы следующие методики и методы: 1) теоретические: анализ способов формирования информационно-коммуникативных умений учащихся в процессе учебной деятельности, сопоставление их возможностей при изучении школьного курса истории; 2) эмпирические: экспертная оценка ИК-карт, опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникативных умений учащихся (формирующий эксперимент), наблюдение за ходом коллективной работы учащихся (работы в группах) и оценивание степени конструктивности и активности их коммуникативного взаимодействия, анкетирование учащихся (самооценка достигнутых результатов), тестирование (оценка успешности освоения учебного материала); 3) математические: статистическая обработка результатов анкетирования и тестирования.
Результаты. Доказана эффективность применения ИК-карт вучебном процессе. Более 80% учащихся считают, что работа с картами позволяет им лучше понимать и запоминать учебный материал, что благодаря коллективной работе с картой повышается культура общения, формируются навыки по структурированию и обобщению информации. Сформулированы рекомендации для учителей школ по разработке ИК-карт и их применению на уроках гуманитарного цикла. Разработаны критерии оценивания работы учащихся с ИК-картой.
Научная новизна. Введено новое понятие «информационно-коммуникативная карта», дана его авторская интерпретация как дидактического средства, имеющего форму структурированного графического аналога учебного текста и способствующего формированию информационно-коммуникативных умений, развитию творческого мышления и усвоению больших объемов учебной информации. Показаны методические особенности использования ИК-карт в учебном процессе и возможность построения на их основе педагогической технологии формирования информационно-коммуникативных умений и развития творческого критического мышления.
Практическая значимость. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты могут быть использованы в системе общего образования на старшей ступени. Разработанные методические рекомендации и технологический подход на основе ИК-карт позволяют эффективно развивать информационно-коммуникативные умения старшеклассников. Представленные материалы включены в программу «Методика преподавания истории в школе» в рамках повышения квалификации учителей истории в Тюменском государственном университете.
Об авторе
Светлана Гареевна ОстрижняяРоссия
учитель истории и обществознания гимназии Тюменского государственного универси- тета, Тюмень (РФ).
Список литературы
1. Абрамова Ю. А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/.
2. Алексеев Н. А., Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н., Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. и др. Инновационные социально-педагогические технологии в условиях модернизации современного отечественного образования: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Печатник, 2013. 168 с.
3. Бахарева Т. Т. Проблемы преподавания математики в гуманитарных классах, пути их решения // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития, 2012: материалы Международной научно-практической конференции: сб. науч. трудов. Одесса, 2012. Вып. 3, т. 14. С. 51 – 54.
4. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. No 3 (82). С. 3–15.
5. Дегтярев С. Н. Креативно ориентированное обучение: разработка стратегии и путей ее реализации // Образование и наука. 2014. No 6 (115). С. 20–35.
6. Дегтярев С. Н. Дидактические средства активизации креативного потенциала учащихся в процессе решения творческих задач // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. No 9. С. 56–63.
7. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
8. Мартынова Е. И. Формирование информационно-коммуникативных компетенции современного школьника [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sodruzhestvo.gym1517.ru/.
9. Мелихова А. А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов технического вуза // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. No 9. С. 93–102.
10. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. Москва: Академия, 2008. 352 с.
11. Шорохова Т. И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.muh.ru/arch/2007/.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/.
13. Buzan, T., & Buzan, B. The mind map book. Rev Ed. London. BBC, 2003.
14. Degtyarev S. N. Creativity and intuition in the aspect of developing teaching // The International Conference on the Transformation of Education. Vol. 2, 22–23 April 2013, held by SCIEURO in London, 2013. P. 54–61.
15. Eppler M. J. A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing // Information Visualization. 2006. No 5. P. 202 – 210.
16. Weeldon J., Faubert J. Framing Experience: Concept maps, Mind maps, and Data Collection in Qualitative Research // International Journal of Qualitative Methods. 2009. No 8 (3). P. 68–83.
Рецензия
Для цитирования:
Острижняя С.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАРТ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ. Образование и наука. 2015;1(1):123-136. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-123-136
For citation:
Ostrizhnyaya S.G. PEDAGOGICAL TECHNOLOGY ON THE BASIS OF INFORMATIVE-COMMUNICATIVE MAPS: EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND USE AT THE LESSONS OF HISTORY. The Education and science journal. 2015;1(1):123-136. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-123-136