Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Воспитание цифрового поколения: роль виртуальных сообществ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-103-132

Аннотация

                Введение. Современное воспитательное пространство, как и пространство социализации, включает два взаимосвязанных мира – реальный (физический) и виртуальный (цифровой). В этом смешанном (гибридном) пространстве, используя его средства, осуществляют свою самореализацию подростки. Одним из таких средств выступают виртуальные сообщества (общности, использующие для взаимодействия цифровую платформу, цифровые устройства и информационно-коммуникационные технологии). Согласно прогнозам, в ближайшее время взаимодействие в сообществах с использованием цифровых двойников, искусственного интеллекта станет необходимым условием успешной деятельности. Однако педагоги, не имея опыта взросления в условиях цифрового мира, не всегда могут объективно оценить роль его факторов в развитии подростков.

                Цель. Исследовать влияние виртуальных сообществ на самореализацию подростков в смешанном пространстве, определить условия, обеспечивающие их позитивное влияния, и на этой основе обосновать принципы педагогического сопровождения конструктивного взаимодействия в виртуальных сообществах.

                Методология, методы и методики. Исследование базировалось на культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), согласно которой виртуальные сообщества рассматривались как средство самореализации подростка в условиях культуры цифрового общества, оперируя которым в процессе собственной деятельности и взаимодействии с носителями культуры, он проходит социализацию (овладевает культурой) в смешанном пространстве. Конструктивный подход задал ракурс на выявление принципов педагогического сопровождения использования подростками данного средства самореализации.

                Сбор данных проводился в форме онлайн-опроса с использованием интернет-cервиса Yandex Forms в 2022 году. В опросе приняли участие 2995 школьников Челябинской области в возрасте от 13 до 17 лет. Методами математической обработки данных выступили: D-критерий Сомерса, V-критерий Крамера, CHAID (Chi Squared Automatic Interaction Detection) анализ.

                Результаты. Большинство подростков (87 %) вовлечены в виртуальные сообщества разного типа (учебные, познавательные, развлекательные). Участие в виртуальных сообществах имеет прямую связь с включенностью в разные виды деятельности и удовлетворенностью самореализацией (при вовлеченности в несколько типов виртуальных сообществ, умеренном времени проведения в них, участии в учебных виртуальных сообществах). Виртуальные сообщества обладают воспитательным потенциалом, а его реализация, обеспечивающая конструктивное взаимодействие и самореализацию подростков, требует педагогического сопровождения.

                Научная новизна. Доказано, что виртуальные сообщества взаимосвязаны с самореализацией подростков. Определены условия конструктивного влияния виртуальных сообществ на самореализацию подростков и принципы, обеспечивающие реализацию их воспитательного потенциала (проактивности, полисубъектности, продуктивного онлайн-оффлайн взаимодействия). Спрогнозировано, что стратегия цифровой трансформации воспитания должна взять ориентир на переход от обеспечения доступности и безопасности подростка в виртуальной среде, к управлению им виртуальными сообществами в целях своего саморазвития, самореализации.

                Практическая значимость. Результаты полезны для разработки программ воспитания, и реализации воспитательной деятельности в реалиях цифрового мира.

Об авторах

Е. М. Харланова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Харланова Елена Михайловна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Челябинск.

Scopus Author ID 57205260106, ResearcherID ABI-5558-2020.



Н. В. Сиврикова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Сиврикова Надежда Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Челябинск.

Scopus Author ID 57200853715, ResearcherID T-5550-2017.



С. В. Рослякова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Рослякова Светлана Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Челябинск.



Е. Г. Черникова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Черникова Елена Геннадьевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Челябинск.

Scopus Author ID 57200854187.



Список литературы

1. Prensky M. Changing paradigms // Educational Technology. 2007. Available from: http://hibgroupbpr.pbworks.com/f/Prensy_s_Changing_Paradigms.pdf (date of access: 01.08.2023).

2. Bennetts K., Bone J. Adult leadership and the development of Children’s Spirituality: exploring Montessori’s concept of the prepared environment // International journal of children’s spirituality. 2019. Vol. 24 (4). P. 356–370. DOI: 10.1080/1364436X.2019.1685949

3. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах. Москва: МГПУ, 2010. 232 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20156318_50699899.htm (дата обращения 01.08.2023).

4. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

5. Twenge J. M., Haidt J., Blake A. B., McAllister С., Lemon H., Le Roy А. Worldwide increases in adolescent loneliness // Journal of Adolescence. 2021. Vol. 93. P. 257–269. DOI: 10.1016/j.adolescence.2021.06.006

6. Андриенко Е. В. Цифровизация образования в контексте решения психологопедагогических задач воспитания и обучения // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 7–15. DOI: 10.15293/1813-4718.2201.0

7. Яковлев Л. С., Розеватов Г. А. Особенности самоидентификации в сетевых сообществах // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1 (52). С. 102–108.

8. Кожевников А. М., Масликов В. А. Современные исследования влияния интернеткоммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодежи // Социология. 2020. № 1. С. 149–158.

9. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 4. С. 700–707. DOI: 10.30853/ped210098

10. Сергеев А. Н., Чандра М. Ю. Педагогические принципы организации образовательных онлайн-сообществ учащихся подросткового возраста // Известия Волгоградского ГПУ. 2021. С. 78–82.

11. Weinstein N., Przybylski A. K. The impacts of motivational framing of technology restrictions on adolescent concealment: Evidence from a preregistered experimental study // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 90. P. 170–180. DOI: 10.1016/j.chb.2018.08.053

12. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.

13. Fuligni A. J. The need to contribute during adolescence // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14. P. 331–343. DOI: 10.1177/1745691618805437

14. Степанов П. В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 67–76.

15. Galla B. M., Choukas-Bradley S., Fiore H. M., Esposito M. V. Values-alignment messaging boosts adolescents’ motivation to control social media use // Child Development. 2021. Vol. 92 (5). P. 1717–1734. DOI: 10.1111/cdev.13553

16. Rheingold H. The Virtual Community. Available from: www.rheingold.com/vc/book/ (date of access: 01.08.2023).

17. Степанова Е. А. Теория и методология сетевого подхода в исследованиях российских онлайн-сообществ // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 2. С. 50–66.

18. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 174 с.

19. Savolainen I., Sirola A., Vuorinen I. et al. Online communities and gambling behaviors – a systematic review // Current Addiction Reports. 2022. № 9. P. 400–409. DOI: 10.1007/s40429-022-00430-x

20. Zhao X., Wang C., Hong J. Evaluating the individual, situational, and technological drivers for creative ideas generation in virtual communities: A systematic literature review // Frontiers in Psychology. 2022. № 13. Article Number 978856. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.978856

21. Дружба О. В., Каирова И. А., Кошман М. В. Социальные сети как пространство интернет-социализации молодежи [Электрон. ресурс] // Кант. 2020. № 1 (34). С. 143–151 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-prostranstvo-internet-sotsializatsii-molodyozhi (дата обращения: 12.08.2023).

22. Ridings C. M., Gefen D. Virtual community attraction: why people hang out online // Journal of Computer-Mediated Communication. 2004. № 10. Article Number JCMC10110. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2004.tb00229.x

23. Hagel J., Armstrong A. Net Gain: Expanding Markets Through Virtual Communities. Boston, MA: Harvard Business Press, 1997. Available from: https://archive.org/details/netgainexpanding00hage/page/n5/mode/2up (date of access: 01.08.2023).

24. Рождественская Е. Киберэтнография виртуального сообщества: анализ туристского форума // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Т. 6, № 7. С. 22–43.

25. Zhao H., Shi Q. Accessing the impact mechanism of sense of virtual community on user engagement // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.907606

26. Valkenburg P. M., Peter J. Social consequences of the internet for adolescents: A decade of research // Current Directions in Psychological Science. 2009. № 18 (1). P. 1–5. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2009.01595.x

27. Горохова Л. А., Долуденко Е. А., Горохова А. В. Самоорганизующиеся неформальные онлайн-сообщества в социальных сетях как форма организации учебного взаимодействия // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 11, № 1. С. 157–163.

28. Sbarra D. A., Briskin J. L., Slatcher R. B. Smartphones and close relationships: The case for an evolutionary mismatch // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14 (4). P. 596–618. DOI: 10.1177/1745691619826535

29. Bozzola E., Spina G., Agostiniani R., Barni S., Russo R., Scarpato E., Di Mauro A., Di Stefano A. V., Caruso C., Corsello G., Staiano A. The use of social media in children and adolescents: Scoping review on the potential risks // Environmental Research and Public Health. 2022. № 19 (16). Article Number 9960. DOI: 10.3390/ijerph19169960

30. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 236.

31. Paluck E. L., Shepherd H., Aronow P. M. Changing climates of conflict: A social network experiment in 56 schools // Proceedings оf the National Academy of Sciences of the United States of America. 2016. Vol. 113, № 3. P. 566–571. DOI: 10.1073/pnas.1514483113

32. Haelermans C. Digital tools in education: On Usage, Effects, and the Role of the Teacher. Stockholm: SNS Förlag, 2017. Available from: https://www.sns.se/aktuellt/digital-tools-in-education-on-usage-effects-and-therole-of-the-teacher (date of access: 01.08.2023).

33. Pettersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. P. 187–204. DOI: 10.1007/s10639-020-10239-8

34. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional technology and Distance Learning. 2005. № 1. Available from: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (date of access: 01.08.2023).

35. Aronson P., Jaffal I. Zoom memes for self-quaranteens: Generational humor, identity, and conflict during the pandemic // Emerging Adulthood. 2021. Vol. 10, № 2. DOI: 10.1177/21676968211058513

36. Boer M., van den Eijnden R., Boniel-Nissim M., Wong S., Inchley J., Badura P. et al. Adolescents’ intense and problematic social media use and their well-being in 29 countries // Journal of Adolescent Health. 2020. № 66. P. 89–99. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2020.02. 014

37. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119-137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308

38. Ivie E. J., Pettitt A., Moses L. J., Allen N. B. A meta-analysis of the association between adolescent social media use and depressive symptoms // Journal of Affective Disorders. 2020. Vol. 275 . P. 165–174. DOI: 10.1016/j.jad.2020.06.014

39. James C., Weinstein E., Mendoza K. Teaching digital citizens in today’s world: Research and insights behind the Common Sense K–12 Digital Citizenship Curriculum. San Francisco, CA: Common Sense Media, 2019. 65 p. Available from: https://www.commonsense.org/system/files/pdf/2021-08/common-sense-education-digital-citizenship-research-backgrounder.pdf (date of access: 01.08.2023).

40. Харланова Е. М., Сиврикова Н. В., Рослякова С. В., Циулина М. В. Удовлетворенность студентов педагогического вуза подготовкой к взаимодействию в воспитательной деятельности в условиях цифрового общества // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. С. 214–224. DOI: 10.17223/15617793/482/22


Рецензия

Для цитирования:


Харланова Е.М., Сиврикова Н.В., Рослякова С.В., Черникова Е.Г. Воспитание цифрового поколения: роль виртуальных сообществ. Образование и наука. 2024;26(1):103-132. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-103-132

For citation:


Kharlanova E.M., Sivrikova N.V., Roslyakova S.V., Chernikova E.G. Educating the digital generation: the role of virtual communities. The Education and science journal. 2024;26(1):103-132. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-103-132

Просмотров: 589


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)