Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Оценка уровня эмоционального интеллекта в межкультурной образовательной среде

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-170-196

Аннотация

Введение. В настоящее время подготовка профессионально компетентных специалистов – приоритетная задача в системе высшего образования. Одним из продуктивных творческих подходов является развитие эмоционального интеллекта (EI/EQ), способствующего развитию эмоциональной межкультурной компетентности для ускорения адаптации в новой поликультурной среде.

Цель исследования – эмпирическое определение уровня эмоционального интеллекта для дальнейшего совершенствования работы со студентами гуманитарных и экономических специальностей в условиях межкультурного контекста и предложение новых методик, развивающих эмоциональную межкультурную компетентность.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования послужила концепция развития эмоционального интеллекта как составной части soft skills. В работе использовались тесты самооценки эмоционально интеллекта (Mark Daniel Self-Scoring Emotional Intelligence Tests), которые представляют собой компиляцию тестов для исследования уровня эмоционального интеллекта и определения слабых и сильных сторон тестируемых, а также методы психодиагностики, сравнения, обобщения полученных результатов. Анализ результатов тестирования производился в статистическом пакете SPSS.27.

Результаты исследования помогают понять психологические особенности студентов гуманитарных и экономических специальностей с учетом межкультурного контекста, что дает возможность прогнозировать трудности и проблемы работы с данным типом обучаемых, более точно определить особенности и мотивы их поведения, особенности профессионального развития личности. Кроме того, это помогает выбрать правильную учебную программу, удовлетворяющую потребности представителей данного вида деятельности.

Научная новизна исследования состоит в дополнении имеющихся знаний в области EI о психологических особенностях представителей гуманитарных и экономическихспециальностей в контексте межкультурной коммуникации и дальнейшего прогнозирования их развития на основе правильно подобранных методик обучения.

Практическая значимость. Представленные особенности студентов гуманитарных и экономических специальностей могут быть использованы преподавателями при взаимодействии с ними и организации учебного процесса с учетом их интересов и потребностей, а также корректировки уровня развития EI. Полученные результаты могут быть полезны при подготовке учебно-методических комплексов, специально предназначенных для развития эмоциональной межкультурной компетентности.

Об авторах

Т. В. Куприна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Куприна Тамара Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода и кафедры международной экономики и менеджмента

Scopus Author ID 55811001900

Екатеринбург



А. А. Евтюгина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Евтюгина Алла Александровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор

Scopus Author ID 57191440963

Екатеринбург



С. М. Минасян
Иджеванский филиал Ереванского государственного университета
Армения

Минасян Светлана Михаеловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Scopus Author ID 56576171400

Иджеван



О. В. Таранова
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Таранова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры высшего сестринского и социального образования

Екатеринбург



Список литературы

1. Sturikova M. V., Kondyurina I. M., Albrecht N. V., Evtyugina A. A., Smirnova S. V. The first year students’ adaptation to the study of linguistic disciplines in the Framework of federal state educational standards of higher education (FSES of HE) realization of a new generation // XLinguae. 2017. № 10 (4). Р. 154–168. DOI:10.18355/XL.2017.10.04.13

2. Varava I. P., Bohinska A. P., Vakaliuk T. A., Mintii I. S. Soft Skills in Software Engineering Technicians Education // Journal of Physics: Conference Series. 2021. № 1946 (11). DOI:10.1088/1742-6596/1946/1/012012

3. Moreno-Murcia L. M., Quintero-Pulgar Y. A. Relationship Between Subject Degree Training and Academic Degree Cycle in Soft Skills Development // Formacion Universitaria. 2021. № 14 (3). Р. 65–74. DOI:10.4067/S0718-50062021000300065

4. Kupryaeva M., Mamai O., Panofenova L., Syreskina S., Chigina N. Soft skills development in personnel training // E3S Web of Conferences. 2021. Article number 27322. DOI:10.1051/e3sconf/202127312017

5. Medvedeva O. D., Rubtsova A. V. Productive method as the basis for soft skills development in engineering foreign language education // Education Sciences. 2021. № 11 (6). DOI:10.3390/educsci11060276

6. Vlachopoulos D. Organizational change management in higher education through the lens of executive coaches // Education Sciences. 2021. № 11 (6). DOI:10.3390/educsci11060269

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: АСТ, 2008. 478 с.

8. Dugue M., Sirost O., Dosseville F. A literature review of emotional intelligence and nursing education // Nurse Education in Practice. 2021. № 54. Article number 103124. DOI:10.1016/j.nepr.2021.103124

9. Gomes da Costa M., Pinto L. H., Martins H., Vieira D. A. Developing psychological capital and emotional intelligence in higher education: A field experiment with economics and management students // International Journal of Management Education. 2021. № 19 (3). DOI:10.1016/j.ijme.2021.100516

10. Keefer K. V., Parker J. D. A., Saklofske D. H. Three Decades of Emotional Intelligence Research: Perennial Issues, Emerging Trends, and Lessons Learned in Education: Emotional Intelligence in Education // In: Keefer K., Parker J., Saklofske D. (Eds.) Emotional Intelligence in Education. The Springer Series on Human Exceptionality. Cham: Springer, 2018. P. 1–19. DOI:10.1007/978-3-319-90633-1_1

11. García-Tudela P. A., Marín-Sánchez P. Education of emotional intelligence at schoolage: An exploratory study from the teaching perspective // Revista Electronica Educare. 2021. № 25 (3). DOI:10.15359/ree.25-3.6

12. Petrides K. V., Mikolajczak M., Mavroveli S., Sanchez-Ruiz M. J., Furnham A., Pérez-González J. C. Developments in Trait Emotional Intelligence Research // Emotion Review. 2016. № 8 (4). P. 335–341. DOI:10.1177/1754073916650493

13. Gascó V. P., Badenes L. V., Plumed A. G. Trait emotional intelligence and subjective well-being in adolescents: The moderating role of feelings // Psicothema. 2018. № 30 (3). P. 310–315. DOI:10.7334/psicothema2017.232

14. Sánchez-Álvarez N., Extremera N., Fernández-Berrocal P. The relation between emotional intelligence and subjective well-being: A meta-analytic investigation // The Journal of Positive Psychology. 2016. № 11 (3). P. 276–285. DOI:10.1080/17439760.2015.1058968

15. Lyusin D., Abdul-Raheem M. Are Emotionally Intelligent People More Emotionally Stable? An Experience Sampling Study Basic Research Program. Working Papers. Series: Psychology WP BRP 88/PSY/2018. Moscow: National Research University Higher School of Economics (HSE); 2018. 16 p.

16. Garcia-Martinez I., Perez-Navio E., Perez-Ferra M., Quijano-Lopez R. Relationship between emotional intelligence, educational achievement and academic stress of pre-service teachers // Behavioral Sciences. 2021. № 11 (7). Article number 95. DOI:10.3390/bs11070095

17. Garcia-Martinez I., Landa J. M. A., Leon S. P. The mediating role of engagement on the achievement and quality of life of university students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18 (122). Article number 6586. DOI:10.3390/ijerph18126586

18. Del Mar Molero Jurado M., del Carmen Perez-Fuentes M., Martinez A. M., Martin A. B., del Mar Simon Marquez M., Linares J. J. G. Emotional intelligence as a mediator in the relationship between academic performance and burnout in high school students // PLoS ONE. 2021. № 16 (6). Article number e0253552. DOI:10.1371/journal.pone.0253552

19. Shafait Z., Khan M. A., Sahibzada U. F., Dacko-Pikiewicz Z., Popp J. An assessment of students’ emotional intelligence, learning outcomes, and academic efficacy: A correlational study in higher education // PLoS ONE. 2021. № 16 (8). DOI:10.1371/journal.pone.0255428

20. Shafait Z., Khan M. A., Bilan Y., Oláh J. Modeling the mediating roles of self-directed learning and knowledge management processes between emotional intelligence and learning outcomes in higher education // PLoS ONE. 2021. № 16 (8). DOI:10.1371/journal.pone.0255177

21. Suarez Martel M. J., Martin Santana J. D. The mediating effect of university teaching staff’s psychological well-being between emotional intelligence and burnout // Psicologia Educativa. 2021. № 27 (2). P. 145–153. DOI:10.5093/psed2021a12

22. Fu W., Wang C., Tang W., Lu S., Wang Y. Emotional Intelligence and Well-Being of Special Education Teachers in China: The Mediating Role of Work-Engagement // Frontiers in Psychology. 2021. № 1230. DOI:10.3389/fpsyg.2021.696561

23. Gunasekera G., Liyanagamage N., Fernando M. The role of emotional intelligence in student-supervisor relationships: Implications on the psychological safety of doctoral students // International Journal of Management Education. 2021. № 19 (2). Article number 100491. DOI:10.1016/j.ijme.2021.100491

24. Sadovyy M., Sanchez-Gomez M., Breso E. COVID-19: How the stress generated by the pandemic may affect work performance through the moderating role of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2021. № 180. Article number 110986. DOI:10.1016/j.paid.2021.110986

25. Mayer J. D., Caruso D. R., Panter A. T., Salovey P. The Growing Significance of Hot Intelligences // American Psychologist. 2012. Р. 503–504. Available from: https://professionali.ru/Soobschestva/park_professionalnaya_associaciya_russkoyazychnyx_3677/gorjachie-intellekty-i-ih-vozrastajuschee (date of access: 15.07.2021).

26. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates // Emotion Review. 2016. № 8. P. 1–11. DOI:10.1177/1754073916639667

27. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 351 с.

28. Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Интеллект и адаптация // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6. C. 49–53.

29. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. С. 31–39.

30. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. Москва: АСТ, 2015. 384 с.

31. Vila S., Gilar-Corbí R., Pozo-Rico T. Effects of student training in social skills and emotional intelligence on the behaviour and coexistence of adolescents in the 21st century // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18 (102). DOI:10.3390/ijerph18105498

32. Harrod N. R., Scheer S. D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence. 2005. № 40 (159). P. 503–512.

33. Kyriazopoulou M., Pappa S. Emotional intelligence in Greek teacher education: Findings from a short intervention // Current Psychology. 2021. DOI:10.1007/s12144-02102226-0

34. Daniel M. Self-Scoring Emotional Intelligence Tests. New York: Sterling Publishing Co, Inc., 2000. 30 p.

35. Петрикова А., Куприна Т., Галло Я. Основы межкультурной дидактики. Москва: Русский язык. Курсы, 2015. 376 с.

36. Петрикова А., Куприна Т., Галло Я. Гипертекстуальный практикум по межкультурной коммуникации. Москва: Русский язык. Курсы, 2015. CD-диск.

37. Beketova A. P., Kuprina T. V. Five Lessons for Developing Tolerance. Ekaterinburg: UrFU; 2016. 168 p.


Рецензия

Для цитирования:


Куприна Т.В., Евтюгина А.А., Минасян С.М., Таранова О.В. Оценка уровня эмоционального интеллекта в межкультурной образовательной среде. Образование и наука. 2022;24(8):170-196. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-170-196

For citation:


Kuprina T.V., Evtyugina A.A., Minasyan S.M., Taranova O.V. Assessment of emotional intelligence level in intercultural educational environment. The Education and science journal. 2022;24(8):170-196. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-170-196

Просмотров: 645


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)