Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-11-40

Аннотация

Введение. Методология этического образования – вечно актуальная тема исследований. Это обусловлено тем, что моральное сознание личности – чрезвычайно тонкая материя, пути его формирования сложны и нелинейны. Вопрос, каким образом должен быть организован процесс этического образования, остро волнует как теоретиков, конструирующих различные модели этического образования, так и практиков, внедряющих эти модели в жизнь.

Серьезным источником знаний относительно методологии этического образования являются концепции формирования морального сознания личности, созданные известными в нашей стране этиками Ф. А. Селивановым, В. И. Бакштановским, Ю. М. Федоровым, которых авторы статьи осмелились назвать представителями тюменской этико-философской традиции. Методологические идеи и принципы, предложенные тюменскими этиками, можно рассматривать как значимый вклад в развитие современной этико-педагогической мысли, нацеленной на преодоление как тотального релятивизма, так и тотального фундаментализма посредством культивирования принципа коммуникативности как пути формирования морального сознания личности и как метода этического образования.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы репрезентировать концепции этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, а также осмыслить их аксиологический и праксеологический потенциал применительно к современному этическому образованию.

Методологический аппарат исследования представляет собой синтез таких подходов, как качественный контент-анализ, герменевтика, компаративистика, а также теорий когнитивного конструктивизма Ж. Пиаже, Л. Кольберга и коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса. Таким образом, настоящее исследование является междисциплинарным, созданным на стыке этики, социологии морали, педагогики.

Результаты исследования можно представить следующим образом: реконструированы модели этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, которые можно обозначить как модель развития способности истинных моральных суждений (Ф. А. Селиванов), модель формования способности свободного выбора и морального творчества (В. И. Бакштановский), модель погружения в универсум морали (В. М. Федоров); выявлены основные методологические принципы: сопряженность процессов формирования морального сознания и развития культуры мышления (Ф. А. Селиванов), формирование морального сознания через актуализацию возможности быть со-творцом общественной морали (В. И. Бакштановский); со-бытия человека и Космоса (Ю. М. Федоров), представлены методологические технологии: этико-логические упражнения (Ф. А. Селиванов), этико-прикладные (деловые) игры, гуманитарная экспертиза (В. И. Бакштановский), воспитание в диалоге, реализация творческого/креативного начала, практика свободы (Ю. М. Федоров) и т. д.

Новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что методологические концепции этического образования, предложенные тюменскими этиками, практически не изучены и существует вполне реальная опасность утраты ценного для формирования современных стратегий этического образования опыта.

Об авторах

Е. Н. Яркова
Тюменский государственный университет
Россия

Яркова Елена Николаевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Тюмень



А. Г. Иванов
Тюменский государственный университет
Россия

Иванов Алексей Геннадиевич – кандидат философских наук, доцент, доцент

Тюмень



Я. В. Мальцев
Тюменский государственный университет
Россия

Мальцев Ярослав Владимирович – кандидат философских наук, доцент

Тюмень



Список литературы

1. Hand М. A. Theory of Moral Education. London: Routledge; 2020. 138 р.

2. Peters R. S. Ethics and Education. London: Routledge; 2021. 334 p.

3. Alehegn D. Civil and ethical education. LAP LAMBERT Academic Publishing; 2020. 136 p.

4. Nucci L., Ilten-Gee R. Moral Education for Social Justice. New York: Teachers College Press; 2021. 235 p.

5. Strand Т. Rethinking Ethical-Political Education. Springer International Publishing; 2020. 290 p.

6. Назарова В. Н., Мелешко Е. Д. Этическое образование в России: проект интегральной этики // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 40. С. 98–107.

7. Викторук Е. Н., Москвич Ю. Н. Этика меняющихся университетов: монография. Дополненное второе издание монографии «Этика успеха людей университета сегодня». Красноярск: ЛИТЕРА–принт, 2020. 222 с.

8. Викторук Е. Н., Минеев В. В. Биоэтика. Лекции и материалы к практическим занятиям: учебное пособие для обучающихся по образовательной программе 39.03.02 «Социальная работа». Красноярск: Издательство Красноярского гос. пед. университета, 2017. 140 с.

9. Гох А. Ф., Викторук Е. Н., Минеев В. В. Аутичный мир: от одиночества субкультуры к созиданию общечеловеческих ценностей: монография. Красноярск: Издательство Красноярского гос. пед. Ун-та, 2021. 216 с.

10. Jackson E., Goldschmidt T. Crummett D., Chan R. Applied Ethics: An Impartial Introduction. Hackett Publishing Company, Inc.; 2021. 253 p.

11. Шлейермахер Ф. Герменевтика. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2004. 242 с.

12. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. Москва: Академический проект, 2019. 480 с.

13. Kohlberg L. Essays on Moral Development, Vol. I: The Philosophy of Moral Development. San Francisco, CA: Harper & Row; 1981. 441 p.

14. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative Action. New York: Polity; 2015. 248 p.

15. Селиванов Ф. А. Этика. Очерки. Томск: Издательство Томского университета, 1961. 186 с.

16. Селиванов Ф. А. Оценка и норма в моральном сознании. Москва: Знание, 1977. 64 с.

17. Селиванов Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение. Томск: Издательство Томского университета, 1987. 200 с.

18. Селиванов Ф. А. Поиск ошибочного и правильного. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2003. 195 с.

19. Селиванов Ф. А. Этика – инженеру. Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2010. 291 с.

20. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. Москва: Политиздат, 1983. 224 с.

21. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Том 1. Игры рынка. Томск: Изд-во Том. ун-тa, 1992. 240 с.

22. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Том 2. Торговец в Храме. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 216 с.

23. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. 392 с.

24. Федоров Ю. М. Этика Севера как космология морали // Этика Севера: сборник научных трудов / Под ред. В. И. Бакштановского, Т. С. Караченцевой. Томск: Издательство ТГУ, 1992. С. 29-52.

25. Федоров Ю. М. Социальная психология: курс лекций. Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1999. 528 с.

26. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Тюменский научный центр СО РАН, 1992. 418 с.

27. Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез человека. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 833 с.

28. Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Кн. 3: Антропологическая историософия. Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. 714 с.

29. Назаров В. Н. Опыт хронологии русской этики XX в.: третий период (1960–1990) // Этическая мысль. Выпуск 4. Москва: ИФРАН, 2003. С. 179–198.

30. Селиванов Ф. А. Кому и как преподавать этику? // Вестник Российского философского общества. 2004. №1. С. 72–75.

31. Гусейнов А. А. О тюменской школе прикладной этики // Ведомости прикладной этики. 2014. Вып. 45. С. 135–149.

32. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: опыт университетского словаря: учебное пособие. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. 268 с.

33. Бакштановский В. И. Игра как модель освоения ситуации морального выбора // Ведомости прикладной этики. 2020. Вып. 55. С. 142–174.

34. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау. Том 1. Испытание выбором: игровое моделирование как ноу-хау инновационной парадигмы прикладной этики. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 292 с.

35. Соколов М., Титаев К. Провинциальная и туземная наука // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 239–275.

36. Brooks R., Riele K., Maguire М. Ethics and Education Research. London: SAGE Publications; 2014. 208 p.

37. Jamieson D. Ethics and the Environment: An Introduction. Cambridge University Press; 2008. 235 p.


Рецензия

Для цитирования:


Яркова Е.Н., Иванов А.Г., Мальцев Я.В. Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции). Образование и наука. 2022;24(6):11-40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-11-40

For citation:


Yarkova E.N., Ivanov A.G., Maltsev Ya.V. Ethical education: Ways of moral consciousness development (understanding experience through Tyumen ethical and philosophical tradition). The Education and science journal. 2022;24(6):11-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-11-40

Просмотров: 1073


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)