Формирование самоооценки детей начальной школы на основе критериальной оценки
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-147-169
Аннотация
Введение. Происходящие социально-экономические изменения в обществе и науке актуализируют современную образовательную политику в области формирования личности учащихся, способных к саморазвитию и самореализации. В этих условиях начальная школа обеспечивает целостную систему знаний, навыков и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В статье рассматривается проблема формирования самооценки младших школьников.
Цель. Целью этого исследования было изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью среди детей младшего школьного возраста.
Методология и методы исследования. В основе исследования лежат системный, личностный, ценностно-методологический и деятельностный подходы. Статья включает изучение типов самооценки младших школьников и уровня стремления. В исследовании приняли участие 107 школьников. На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников. На обучающем этапе был реализован ряд педагогических условий для улучшения когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов.
Результаты. Авторы определяют следующие понятия: самооценка, виды самооценки, самооценка младших школьников, уровень стремления, критерии оценки. Представлена программа диагностики уровня сформированности самооценки младших школьников. Определены показатели (когнитивные, оценочные, поведенческие) и уровни сформированности самооценки младших школьников (низкий, адекватный, завышенный). В статье представлены результаты экспериментальной работы по реализации педагогических условий (включение младших школьников в процесс самопознания; постепенное вовлечение в рефлексивную деятельность; их участие в формировании критериальной оценки) для повышения уровня самооценки младших школьников.
Научная новизна. Впервые представлены педагогические условия, способствующие повышению самооценки младших школьников.
Практическая значимость. Материалы статьи имеют практическую ценность для преподавателей при разработке лекций, семинаров, заданий для самостоятельной работы.
Ключевые слова
Об авторах
А. Дж. СыздыкбаеваКазахстан
Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна, доктор философии, доцент кафедры дошкольного образования и социальной педагогики
Алматы
Р. К. Измагамбетова
Казахстан
Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна, докторант кафедры педагогики и методики начального образования
Алматы
А. С. Амирова
Казахстан
Амирова Амина Слямхановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования
Алматы
Т. Б. Байназарова
Казахстан
Байназарова Турсынай Бейсембековна, кандидат педагогических наук, и. о. доцента кафедры дошкольного обучения и воспитания
Алматы
М. К. Садыкова
Казахстан
Садыкова Махаббат Каримовна, кандидат педагогических наук, и. о. доцента кафедры общей педагогики
Алматы
Список литературы
1. Calafell M. N., Carnicer J. G. Self-esteem in Alumnat de Primaria, from the instrumental ensemble practice // Artseduca. 2019. № 24. P. 15-24. DOI: https://doi.org/10.6035/Artseduca.2019.24.2
2. Померанцева Т. А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 3. С. 8.
3. Ilaltdinova E. Y., Frolova S. V., Lebedeva I. V. Top qualities of great teachers: National and universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. № 677. P. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_6
4. Markova S. M., Sedykh E. P., Tsyplakova S. A., Polunin V. Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. № 622. P. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_17
5. Moghaddam M. F., Validad A., Rakhshani T., Assareh M. Child self-esteem and different parenting styles of mothers: A cross-sectional study // Archives of Psychiatry and Psychotherapy. 2017. № 19 (1). P. 34-42. DOI: https://doi.org/10.12740/APP/68160
6. Wu X. Y., Han L. H., Zhang J. H., Luo S., Hu J. W., Sun K. The influence of physical activity, sedentary behavior on health-related quality of life among the general population of children and adolescents: A systematic review // PLoS ONE. 2017. № 12 (11. Article number e0187668. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0187668
7. Raknes S., Pallesen S., Himle J. A., Bjaastad J. F., Wergeland G. J., Hoffart A., Dyregrov K., Haugland B. S. M. Quality of life in anxious adolescents // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2017. № 11 (1). Article number 33. DOI: https://doi.org/10.1186/s13034-017-0173-4
8. Burenkova O. V., Podturkin A. A. Objective assessment of temperament in temperamentally vulnerable children: Role in the studies on their stress levels // New Directions for Child and Adolescent Development. 2020. № 169. P. 97-115. DOI: https://doi.org/10.1002/cad.20330
9. Kolubinski D., Marino C., Nikcevic A., Spada M. A metacognitive model of self-esteem // Journal of Affective Disorders. 2019. № 256. P. 42-53. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.05.050
10. Немов Р. С. Психология: в 3 кн.: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3: Психодиагностика. 3-е изд. Москва: ВЛАДОС, 1999. 640 с.
11. Березин С. В., Лисецкий К. С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара: ИТУ, 1999. 224 c.
12. Meland E., Breidablik H. J., Thuen F., Samdal G. B. How body concerns, body mass, self-rated health and self-esteem are mutually impacted in early adolescence: A longitudinal cohort study // BMC Public Health. 2021. № 21. Article number 496. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-021-10553-x
13. Yaratan H., Yucesoylu R. Self-esteem, self-concept, self-talk and significant others’ statements in fifth grade students: Differences according to gender and school type // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. № 2 (2). P. 3506-3518. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.543
14. Coluccia A., Ferretti F., Fagiolini A., Pozza A. Quality of life in children and adolescents with obsessive-compulsive disorder: A systematic review and meta-analysis // Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2017. № 13. P. 597-608. DOI: https://doi.org/10.2147/NDT.S122306
15. Syzdykbayeva A. D., Bainazarova Т. B., Aitzhanova E. N. Formation of research competence of the future elementary school teachers - in the process of professional training // International Education Studies. 2015. № 8 (4). P. 200-209.
16. Khan N., Kolumbayeva Sh., Karsybayeva R., Nabuova R., Syzdykbayeva A. Evaluation of the program effectiveness of research competence development in prospective elementary school teachers // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. № 11 (18). P. 12299-12316.
17. Khan N., Syzdykbayeva A., Kinzhibaeva F., Demesheva G., Abilova O. Organization of teaching practice of future primary school teachers in the context of dual training system: Kazakhstan experience // International Journal of Educational Management. 2018. № 32 (5). P. 942-954.
18. Wang Y., Huebner E. S., Tian L. Parent-child cohesion, self-esteem, and academic achievement: The longitudinal relations among elementary school students // Learning and Instruction. 2021. № 73. Article number 101467. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101467
19. Kim K. M., Kim H., Kim D., Kim J.-W. The analysis of network structure among the depressive symptoms in a clinical sample of children and adolescents // Asian Journal of Psychiatry. 2021. № 62. Article number 102748. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajp.2021.102748
20. Lyyra N., Thorsteinsson E. B., Eriksson C., Madsen K. R., Tolvanen A., Lofstedt P., Valimaa R. The association between loneliness, mental well-being, and self-esteem among adolescents in four Nordic countries // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18 (142). Article number 7405. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18147405
21. Балин В. Д., Гайда В. К., Горбачевский В. К. [и др.] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 560 с.
22. Itzchakov G., DeMarree K. G., Kluger A. N., Turjeman-Levi Y. The listener sets the tone: High-quality listening increases attitude clarity and behavior-intention consequences // Personality and Social Psychology Bulletin. 2018. № 44 (5). P. 762-778. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217747874
23. Glotova G., Wilhelm A. Teacher’s self-concept and self-esteem in pedagogical communication // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 132. P. 509-514. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.345
24. Blodgett C., Lanigan J. D. The association between adverse childhood experience (ACE) and school success in elementary school children // School Psychology Quarterly. 2018. № 33 (1). P. 137-146. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000256
25. Kluger A. N., Malloy T. E., Pery S., Itzchakov G., Castro D. R., Lipetz L., Sela Y., Borut L. Dyadic listening in teams: Social relations model // Applied Psychology. 2021. № 70 (3). P. 1045-1099. DOI: https://doi.org/10.1111/apps.12263
26. Hank P., Baltes-Gotz B. The stability of self-esteem variability: A real-time assessment // Journal of Research in Personality. 2019. № 79. P. 143-150. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.03.004
27. Mageau G. A., Sherman A., Grusec J. E., Koestner R., Bureau J. S. Different ways of knowing a child and their relations to mother-reported autonomy support // Social Development. 2017. № 26 (3). P. 630-644. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12212
28. Driscoll C., Carter M. The effects of variety of activities on the social interaction of preschool children with disabilities // International Journal of Disability, Development and Education. 2018. № 65 (6). P. 599-613. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2018.1446072
29. Lin T.-J., Justice L. M., Emery A. A., Mashburn A. J., Pentimonti J. M. Impacts of teacher-child managed whole-group language and literacy instruction on the depth of preschoolers’ social interaction // Early Education and Development. 2017. № 28 (4). P. 457-474. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2016.1246287
30. Dale L. P., Vanderloo L., Moore S., Faulkner G. Physical activity and depression, anxiety, and self-esteem in children and youth: An umbrella systematic review // Mental Health and Physical Activity. 2019. № 16. P. 66-79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mhpa.2018.12.001
31. Wood C., Griffin M., Barton J., Sandercock G. Modification of the Rosenberg scale to assess self-esteem in children // Frontiers in Public Health. 2021. № 917. Article number 655892. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.655892
Рецензия
Для цитирования:
Сыздыкбаева А.Д., Измагамбетова Р.К., Амирова А.С., Байназарова Т.Б., Садыкова М.К. Формирование самоооценки детей начальной школы на основе критериальной оценки. Образование и наука. 2021;23(7):147-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-147-169
For citation:
Syzdykbayeva A.D., Izmagambetova R.K., Amirova A.S., Bainazarova T.B., Sadykova M.K. Formation of primary school children self esteem on the basis of criteria-based assessment. The Education and science journal. 2021;23(7):147-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-147-169