Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-216-245
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития цифровых компетенций будущих учителей в области разработки мультимедийных учебных пособий по иностранному языку, а также представлены результаты соответствующих исследований, проведенных авторами. В контексте цифровизации образования мультимедийные учебные пособия по иностранному языку представляют собой эффективное средство для организации аутентичных аудио- и видеоматериалов и их интеграции в учебный процесс. Тем не менее в настоящее время учителя иностранных языков сталкиваются с проблемой недостаточного уровня развития компетенций, в том числе цифровых, необходимых для создания эффективных мультимедийных учебных пособий, которые невозможно спроектировать без знания методологических основ их разработки, а также владения соответствующими программными инструментами.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности курса подготовки будущих учителей к разработке мультимедийных учебных пособий по иностранному языку на основе аутентичных аудио- и видеоматериалов, проведенного среди 30 студентов выпускного курса на базе Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова.
Методология и методы исследования. В основу исследования положено выделение 4 уровней подготовки в области разработки мультимедийных учебных пособий по иностранному языку: распознавательного, адаптивного (репродуктивного), эвристического (продуктивного), творческого.
Результаты и научная новизна. Разработанный авторский курс доказал свою эффективность в повышении уровня развития цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных образовательных ресурсов. Результаты проведенного исследования показали, что 80 % участников достигли эвристического уровня в области разработки цифровых образовательных ресурсов, а именно мультимедийных учебных пособий, набрав требуемые 60 % и более баллов (по В. П. Беспалько) в итоговом оценивании учебных достижений.
Практическая значимость. Экспериментальный учебный курс в рамках исследования вносит вклад в решение проблемы развития цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий и формирования навыков использования соответствующего программного обеспечения для создания мультимедийных образовательных ресурсов.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Ж. СмагуловаКазахстан
Смагулова Гульнур Жумартовна - магистр педагогики, докторант, старший преподаватель кафедры теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков; Researcher ID 4344178.
Караганда
Г. Б. Саржанова
Казахстан
Саржанова Галия Байжумаевна - PhD (философия), заведующая кафедрой теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков; Scopus Author ID 57189506923.
Караганда
Г. К. Тлеужанова
Казахстан
Тлеужанова Гульназ Кошкимбаевна - кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, декан факультета иностранных языков; Scopus Author ID 57193699082.
Караганда
Н. Станчу
Сербия
Станчу Николае - PhD (лингвистика), профессор кафедры румынского языка; Web of Science Researcher ID Y-1320-2018.
Белград
Список литературы
1. Cedefop. The great divide: Digitalization and digital skill gaps in the EU workforce. 2016. Available from: https://www.cedefop.europa.eu/files/esj_insight_9_digital_skills_final.pdf (date of access: 15.01.2021).
2. European Commission. Commission staff working document ‘Europe’s Digital Progress Report2017’. Available from: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/10102/2017/EN/SWD-2017-160-F1-EN-MAIN-PART-18.PDF (date of access: 15.01.2021).
3. Cachia R., et al. Creative Learning and Innovative Teaching: Final Report on the Study on Creativity and Innovation in Education in the EU Member States. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010. 59 p.
4. Bulman G., Fairlie, R. W. Technology and Education: Computers, Software, and the Internet // In: E. A Hanushek, S. Machinand and L. Woessmann, eds., Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: Elsevier. 2016. Vol. 5. P. 239-280.
5. Escueta M., et al. Education technology: An evidence-based review. NBER Working Paper; 2017. 102 p. No. 23744. Available from: https://www.nber.org/papers/w23744.pdf (date of access: 15.01.2021).
6. Blossfeld, H. P., et al. Digitale Souveranitat und Bildung. Munster: Waxmann Verlag GmbH, 2018. 280 p.
7. Süss D., Lampert C. and Wijnen C. Mediensozialisation: Aufwachsen in mediatisierten Lebenswelten // In: D. Süss., C. Lampert and C. Wijnen, eds., Medienpädagogik. Studienbücher zur Kommunikations- und Medienwissenschaft. Wiesbaden: Springer VS, 2013. P. 19-45.
8. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: Dig-CompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 95 p.
9. Conrads J., et al. Digital Education Policies in Europe and Beyond: Key Design Principles for More Effective Policies. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 202 p.
10. Bransford J., Brown A., Cocking R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, DC: National Academy Press, 1999. 384 p.
11. Pachler N. Connecting schools and pupils: To what end? Issues related to the use of ICT in school-based learning // In: M. Leask (ed.) Issues in teaching using ICT. London: Routledge Falmer. 2001. P. 15-30. Available from: https://doi.org/10.4324/9780203185117-2 (date of access: 15.01.2021).
12. Marsh D. CLIL/EMILE: The European dimension - Actions, trends and foresight potential. 2002. Available from: http://europa.eu.int/comm/education/policies/lang/ languages/download/david_marshreport.pdf (date of access: 15.01.2021).
13. Redeker K., Poonie J. European framework for the digital competence of teachers: DigCompEdu. Brussels: Joint Research Center, European Union; 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu (date of access: 15.01.2021).
14. European e-Competence Framework 3.0: A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234:2014 Part 1. CEN-CENELEC publications, 2014. 52 p.
15. Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin: European Training Foundation, 2008.
16. UNESCO. Digital skills critical for jobs and social inclusion. 2018 Mar 15. Available from: https://en.unesco.org/news/digital-skills-critical-jobs-and-social-inclusion (date of access: 15.01.2021).
17. European Commission, Strategic Policy Forum on Digital Entrepreneurship, Fuelling Digital Entrepreneurship in Europe - Background Paper. 2014. Available from: https://docplayer.net/18546997-Strategic-policy-forum-on-digital-entrepreneurship-fuelling-digital-entrepreneurship-in-europe-background-paper.html (date of access: 15.01.2021).
18. Krumsvik R. J. Situated learning and teachers’ digital competence // Education and Information Technologies. 2008. Vol. 13 (4). P. 279-290.
19. Milliner B., Cote T., Ogane E. Tertiary EFL Teachers’ Digital Literacy: Is CALL training still needed? // Eurocall 2016. Limassol, Cyprus. DOI: 10.13140/RG.2.2.17408.84482
20. Гущина О. М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов [Электрон. ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. Т. 2 (11). С. 49-52. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-vsozdanii-informat-sionno-obrazovatelnoy-sredy-priobreteniya-znaniy-s-ispolzovaniem-elektronnyh-resursov (дата обращения: 15.01.2021).
21. Yachina N. P., Valeeva L. A., Sirazeeva A. F. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11 (4). P. 433-442.
22. Põldoja H., Valjataga T., Laanpere M., Tammets K. Web-based self-and peer-assessment of teachers’ digital competencies // World Wide Web. 2014. Vol. 17 (2). P. 255-269.
23. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Seville: European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies, 2013. 48 p.
24. Quarles A. M, Conway C. S., Harris S., Osler J., Rech L. Integrating digital/mobile learning strategies with students in the classroom at the historical black college/university (HBCU) // Handbook of Research on Digital Content, Mobile Learning, and Technology Integration Models in Teacher Education. 13 July, 2017. P. 390-408.
25. Шмакова А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс]. Москва: ФЛИНТА, 2013. 184 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462991 (дата обращения: 15.01.2021).
26. Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с.
27. Maxwell A. Mobile learning for undergraduate course through interactive apps and a novel mobile remote shake table laboratory (Conference Paper) // In: Maxwell A., Jiang Z., Chen C. (eds.) Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 24th ASEE Annual Conference and Exposition; Columbus; United States; 2017 Jun 25 - 2017 Jun 28. 2017. Vol. 24. P. 18268-18283.
28. Demarle-Meusel H. The teaching-learning-lab: Digital literacy & computational thinking for everyone. In: Demarle-Meusel H., Sabitzer B., Sylle J. // CSEDU 2017 - Proceedings of the 9th International Conference on Computer Supported Education. 9th International Conference on Computer Supported Education, CSEDU 2017; Porto; Portugal; 2017 Apr 21 -2017 Apr 23. 2017. Vol. 2. P. 166-170.
29. Blake R. New trends in using technology in the language curriculum // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. Vol. 27. P. 76-97. Available from: DOI: 10.1017/S0267190508070049 (date of access: 15.01.2021).
30. Jones A. Reaching beyond an online/offline divide: invoking the rhizome in higher education course design / A. Jones, R. Bennett // Technology, Pedagogy and Education. Journal. 2017. Vol. 26 (2). P. 193-210.
31. Berk E., Devlin J. Hypertext/hypermedia Handbook. New York: McGraw Hill, 1991. 646 p.
32. Fox E. A., Heller R. S., Long A., Watkins D. CRIM: curricular resources in interactive multimedia // Proceedings in ACM Multimedia’99. Part 2. 1999. Vol. 2. P. 85-90.
33. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 304 p.
34. Gilakjani A. P., Ahmadi, S. M. Multimedia and its effects on the quality of English language teaching // A Journal of Culture, English Language Teaching & Literature. 2015. Vol. 11 (1). P. 14-35.
35. LeLoup J., Ponterio R. On the net: Using WWW multimedia in the foreign language classroom: Is this for me? // Language Learning & Technology. 1998. Vol. 2 (1). P. 4-10.
36. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 118-128.
Рецензия
Для цитирования:
Смагулова Г.Ж., Саржанова Г.Б., Тлеужанова Г.К., Станчу Н. Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий. Образование и наука. 2021;23(6):216-245. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-216-245
For citation:
Smagulova G.Zh., Sarzhanova G.B., Tleuzhanova G.K., Stanciu N. The development of future foreign language teachers’ digital competences in creating multimedia tutorials. The Education and science journal. 2021;23(6):216-245. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-216-245