ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕЛЕВАНТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПРОСУ НА РЫНКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67
Аннотация
Статья посвящена проблемам профессионального образования в сфере информационных технологий. Основное внимание авторов сосредоточено на вопросах приведения системы подготовки кадров в соответствие с требованиями работодателей. На основе объективно-ориентированного анализа показаны причины как количественного, так и качественного дисбаланса рынка ИТ-специалистов и рынка образовательных услуг в области информационных технологий. Описаны проблемы профильного ИТ-образования в Азербайджане и специфические особенности рынка ИТ-специалистов в этой стране.
В качестве инструмента согласования спроса и предложения на рынках труда и образования указывается модель профессиональных компетенций, учитывающая реальные требования ИТ-отрасли к специалистам. Перечислены меры, которые будут способствовать, с точки зрения авторов, интенсивному развитию сектора информационных технологий в Азербайджане. В частности, предлагается создать инновационные научно-образовательные центры, где будет осуществляться краткосрочная подготовка и переподготовка специалистов; разработать законодательные и институциональные рамки для взаимодействия ИТ-индустрии и профильных вузов; подготовить совместно с представителями ИТ-сообщества новые профессиональные и образовательные стандарты; увеличить прием на ИТ-специальности.
Об авторах
М. Г. МамедоваАзербайджан
доктор технических наук, профессор, заведующая отделом
Ф. Р. Мамедзаде
Азербайджан
диссертант
Список литературы
1. Белова Л. Г., Стриженко А. А. монография. Барнаул: Азбука, 2007. 387 с.
2. Гаськов В. М. Проблемы анализа спроса и предложения в образовании и обучении // Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы Международной конференции, Минск, 14–16 мая 2009 г. Минск. С. 26–29.
3. Иншаков Д., Иншакова А. ИТ-персонал: оценка, мотивация и развитие [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.trade-key.ru/index.php/pr-it.
4. Лайн М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. HiPPo, 2005.
5. Мамедзаде Ф. Р. Формирование спроса и предложения на ИТ-специалистов на основе модели компетенций // Проблемы информационных технологий. Баку. № 2 (6). 2012. С. 76–84.
6. Мамедова М. Г., Джабраилова З. Г., Манафлы М. И. Мониторинг потребности в специалистах по информационным технологиям. Баку: Информационные технологии, 2009. 199 с.
7. Мамедова М. Г., Мамедзаде Ф. Р. Оценка потребности в ИТ-специальностях при нечеткой исходной информации // Искусственный интеллект. 2010. № 4. С. 522–527.
8. Мельникова О. И., Токарева Н. А. Моделирование профессиональных и личностно-ориентированных компетенций бакалавров и магистров в сфере ИТ // XV конференция «Гуманитарное и естественно-научное образование» [Электрон. ресурс]. С. 128–134. Режим доступа: http://mce.su/rus/archive/abslracls/mce15/secl287/
9. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. и др. Модульные техно- логии: проектирование и разработка образовательных программ. Москва: Альфа-М, 2010. 256 с.
10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 160 с.
11. Проблемы подбора ИТ-специалистов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-hunler.com/lib/praclicum/60. 12. Особенности поведения сотрудников ИТ в современных организациях [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/element.php? ID=1873.
12. Романов Н. С. Развитие рынка труда в условиях информационной экономики: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Саратов, 2007. 25 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мамедова М.Г., Мамедзаде Ф.Р. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕЛЕВАНТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПРОСУ НА РЫНКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ. Образование и наука. 2014;(5):54-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67
For citation:
Mamedova M.H., Mamedzade F.R. OBJECT-ORIENTED APPROACH TO IDENTIFYING THE RELEVANCE OF IT-EDUCATION TO THE LABOR MARKET DEMAND. The Education and science journal. 2014;(5):54-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67