ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-4-14
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса формирования национальных систем квалификаций. На основе обобщения мирового (прежде всего европейского) опыта описаны причины их создания, к которым относятся возникновение постиндустриального общества, основанного на знаниях; изменение характера и жизненного цикла квалификаций, требующее новых подходов к их регулированию; необходимость устранения профессионально-квалификационного разрыва между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Показана роль национальных системы и рамки квалификаций как средств реформирования профессионального образования и непрерывного обучения специалиста на протяжении всей жизни. В качестве центрального понятия методической концепции выявления, измерения и сравнения квалификаций указываются результаты обучения, генерирующие совместный дискурс системы образования и сферы труда и поддерживающие их взаимодействие. Представлены институциональные, методические и организационные механизмы, обеспечивающие функционирование национальной системы квалификаций. Содержание статьи основано на итогах методологических исследований, проведенных автором, и преследует цель разъяснения важности и ценности построения национальной системы квалификаций в России и привлечения к этому процессу всех заинтересованных сторон.
Об авторе
О. Н. ОлейниковаРоссия
доктор педагогических наук, профессор, директор
Список литературы
1. Коулз М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006.
2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. Москва: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. 115 с.
3. Adams S. An Introduction to learning outcomes. Available at: http://is.muni.cz/do/1499/metodika/rozvoj/kvalita/Adam_IH_LP.pdf.
4. Added value of national qualifications frameworks in implementing the EFQ. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
5. Сhanging qualifications. A review of qualifications policies and practices. Cedefop, 2010.
6. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems. В: CEDEFOP (ed.) Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. (Cedefop Reference series).
7. European qualifications framework. Available at: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/eqf_en.htm.
8. Qualifications systems: bridges for lifelong learning, OECD, 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Олейникова О.Н. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ. Образование и наука. 2014;(5):4-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-4-14
For citation:
Oleynikova O.N. PREREQUISITES FOR DEVELOPING AND IMPLEMENTING THE NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM. The Education and science journal. 2014;(5):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-4-14