ОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-24-42
Аннотация
В статье излагаются результаты исследования, в ходе которого была предпринята попытка установить соответствие деклараций научности и фундаментальности образования реальному состоянию
всех его уровней. Поскольку научный подход в образовании обеспечивается творческой реализацией хорошо известной структуры научно-познавательной деятельности, был проведен сравнительный анализ осознания данной структуры субъектами разных ступеней непрерывного образования. Выборки учащихся школ, студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук формировались из людей, проявляющих интерес к научной деятельности или же занимающихся ею профессионально. Итогом исследования стал вывод о том, что системой непрерывного образования не транслируется четкая и выверенная информация об алгоритме научно-познавательной деятельности, вследствие чего у подавляющего большинства ее субъектов не сформированы научно-познавательная компетенция и ее интеллектуальные и инструментальные составляющие. Исторически сложилась практика перехода субъекта образования из
одного статуса в другой исключительно на основе интуиции и индивидуально-личностного практического опыта, что противоречит декларируемой организации научно-образовательной деятельности. Исследовательский процесс воспринимается индивидуумами на всех уровнях системы как индуцированный, а не инициативный, что блокирует развитие науки как социального феномена и, следовательно, редуцирует распространение научного знания как неотъемлемой части мировой культуры. Массовое отсутствие у субъектов непрерывного образования знания об инструментальных составляющих научно-познавательной компетенции приводит к распространению и укреплению в обществе лженаучных и антинаучных взглядов на реалии собственного существования и функционирования со всеми вытекающими социальными последствиями.
Об авторах
А. А. ФроловРоссия
профессор кафедры клинической психологии Уральской государственной медицинской
академии, Екатеринбург
Ю. Н. Фролова
Россия
педагог-психолог школы № 65, Екатеринбург.
И. А. Черняев
Россия
научный сотрудник Уральского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии Министерства здравоохранения России, Екатеринбург
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: монография. Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. 416 с.
2. Грачев А. В., Погожев В. А., Боков П. Ю. Физика, 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011. 336 с.
3. Жилина Н. М. Приложения математической статистикик медицинским научным исследованиям: учебное пособие. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. 41 с.
4. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. 2008. № 10. С. 9–28. 5. Разумовский В. Г., Майер В. В. Научный метод познания и обучение. М.: ВЛАДОС, 2004. 463 с. (Библиотека учителя физики).
5. Садовничий В. А. Традиции и современность // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 11–18.
6. Тестов В. А. Фундаментальность образования: современные подходы // Педагогика. 2006. № 4. С. 3–9.
7. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 51–64.
8. Фролов А. А. Психологические особенности обучения физике в системе общего образования // Современные проблемы физико-математического образования: всероссийская коллективная монография / под общ. ред. И. Г. Липатниковой. Екатеринбург: УрГПУ, Издательство АМБ, 2012. С. 152–163.
9. Фролов А. А. Современные проблемы обучения физике в системе общего образования и возможные пути их решения // Современные проблемы физико-математического образования: коллективная монография / под общ. ред. И. Г. Липатниковой.Екатеринбург: УрГПУ, 2011. С. 70–83.
10. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания // Образование и наука. 2007. № 5 (47). С. 11–21.
11. Фролова Ю. Н. Роль социальной фасилитации в процессе алгоритмизированного проблемного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 41–54.
12. Фролова Ю. Н. Учебно-исследовательская деятельность в школах и вузах как технологическая основа образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 50–59.
13. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
14. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1998. № 1. С. 3–12.
15. Corder G. W., Foreman D. I. Nonparametric Statistics for Non-Statisticians. Hoboken: John Wiley & Sons, 2009. Р. 99–105.
16. Kruskal W. H., Wallis W. A. Use of ranks in one-criterion variance analysis // Journal of the American Statistical Association. 1952. № 260. P. 583–621.
Рецензия
Для цитирования:
Фролов А.А., Фролова Ю.Н., Черняев И.А. ОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;(9):24-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-24-42
For citation:
Frolov A.A., Frolova Y.N., Chernyayev I.A. Considering the Structure of Scientific and Cognitive Activity at Different Levels of Continuing Education. The Education and science journal. 2013;(9):24-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-24-42