О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-26-36
Аннотация
В статье в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения актуализируются проблемы формирования коммуникативной компетентности школьников-подростков. Выделены составляющие (компетенции) коммуникативной компетентности, которые позволяют овладеть ей как взаимодействием, усвоить навыки и умения кооперации, использовать коммуникацию как условие интериоризации. Показаны педагогические условия появления у обучающихся коммуникативных способностей. На основе обобщения многолетнего опыта работы прописана процедура поэтапного, поуровневого формирования коммуникативных качеств школьников через интерпретацию предметного знания. Представлен комплекс коммуникативных задач, отрабатывающих и закрепляющих коммуникативные действия, необходимые для успешной социализации подростков. Раскрыта авторская система критериально-уровневой оценки сформированности коммуникативной компетентности; даны рекомендации по организа- ции процесса обучения, способствующего ее развитию.
Об авторе
Л. Н. БулыгинаРоссия
доцент Нижнетагильского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», соискатель кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, учитель высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»
Список литературы
1. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. Екатеринбург: Учебная книга, 2003.
2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
4. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 50 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
Рецензия
Для цитирования:
Булыгина Л.Н. О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Образование и наука. 2013;1(3):26-36. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-26-36
For citation:
Bulygina L.N. About the Communicative Competence Formation in School Education: Work Experience. The Education and science journal. 2013;1(3):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-26-36