ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-147-156
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования культурно- просветительской компетентности будущих учителей в соответствии со стандартами профессионального образования третьего поколения. Данная компетентность, как и многие другие, может быть сформирована только при условии комплексного подхода и сочетании учебных и внеучебных форм организации учебно-воспитательного процесса. Цель работы – показать возможности музейной педагогики для качественной подготовки выпускников высших педагогических заведений.
Даны определения понятий «культурно-просветительская деятельность» и «региональная культурная образовательная среда»; перечислены компоненты культурно-просветительской компетентности; представлен опыт работы авторов по ее формированию у студентов педвузов средствами музейной деятельности. В качестве эксперимента в Лесосибирском педагогическом институте (ЛПИ) – филиале Сибирского федерального университета (СФУ) – при освоении дисциплины «История педагогики и образования» учащиеся занимаются сбором и оформлением материалов для музея «История развития образования в России». Работа в музее сопровождается курсом лекций, циклами медиапрезентаций, семинаров с выполнением творческих заданий. Для результативности процесса подготовки экспозиций применяется метод поэтапного планирования, включающий организационный, исследовательский, экспозиционный и экспертный этапы. Четырехлетний эксперимент показал состоятельность и эффективность такой подготовки специалистов, способных сознательно и компетентно осуществлять региональную образовательную политику.
В ходе работы авторами статьи использовались традиционные педагогические методы: наблюдение, анкетирование, анализ и др.
Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей истории педагогики высшей школы, руководителей образовательных учреждений и организаторов музеев.
Об авторах
З. У. КолокольниковаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета
О. Б. Лобанова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета
Е. Н. Яковлева
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета
Список литературы
1. Адольф В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. Красноярск, 2005. 214 с.
2. Полонский В.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. 528 с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. No 2. С. 58–64.
Рецензия
Для цитирования:
Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Яковлева Е.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Образование и наука. 2013;1(2):147-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-147-156
For citation:
Kolokolnikova Z.U., Lobanova O.V., Yakovleva Y.N. Developing the Prospective Teachers’ Cultural Competence by Means of the Museum Studies... The Education and science journal. 2013;1(2):147-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-147-156