КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-28-36
Аннотация
В статье поднимается проблема оценки научно-педагогической деятельности преподавателей вузов. Перечислены существующие варианты определения качества работы сотрудников коллективов высшей школы. По мнению авторов статьи, все они имеют различного рода недостатки. В качестве наиболее приемлемого выдвигается системный подход к оцениванию успешности труда преподавателя. Данный подход, в отличие от других, дает возможность учитывать во взаимосвязи практически все аспекты научно-педагогической деятельности. На его основе предлагаются следующие критерии оценки: гностический, проектировочно-конструктивный, коммуникативный, информационно-обучающий и организационный. Как дополнительные критерии успешности также рассматриваются удовлетворенность деятельностью и ее результаты. Приводятся индикаторы каждого критерия. Показано, что оценки могут быть как внутренними (субъективными), так и внешними (объективными), закрепленными в нормативных актах.
Проблема всестороннего, комплексного и справедливого измерения качества научно-педагогической деятельности весьма актуальна, прежде всего, в связи с ее влиянием на мотивацию сотрудников высшей школы. Авторы надеются, что изложенные соображения позволят повысить объективность оценки работы преподавателей и дадут возможность дифференцированно подходить к вопросам их мотивации и стимулирования.
Об авторах
М. В. ОвчинниковРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета
Д. А. Циринг
Россия
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета
Список литературы
1. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высш. образование в России. 2008. No 10. С. 146–148.
2. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах // Вопр. экономики. 2007. No 6. С. 106–115.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.
4. Донецкая С. С. Анализ квалификации преподавателей технических вузов, основанный на объективной оценке их деятельности // Вестн. Новосибир. гос. ун-та. Сер. Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, No 2. С. 89–97.
5. Ефремова О. И. Успех как социокультурный феномен: ав- тореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 1993. 17 с.
6. Магун В. С. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопр. психологии. 1978. No 6. С. 86–94.
7. Маркова А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопр. психологии. 1977. No 4. С. 41–51.
8. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352 с.
9. Силина А. Ю., Васильева В. Д., Гермашев И. В., Дербишер В. Е. Оценочная модель публикационной активности преподавателей вуза // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2008. Т. 5, No 5. С. 88–89.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
11. Якунина Ю. Е. Субъективные критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек»: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 175 с.
Рецензия
Для цитирования:
Овчинников М.В., Циринг Д.А. КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образование и наука. 2013;1(2):28-36. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-28-36
For citation:
Ovchinnikov M.V., D. Ts.A. The Success Criteria of Scientific Pedagogic Activities. The Education and science journal. 2013;1(2):28-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-28-36