МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-62-71
Аннотация
Cтатья посвящена вопросу развития исследовательской компетентности (ИК) в ходе многоуровневой подготовки специалистов. Формирование способности к исследовательской деятельности является важнейшей задачей высшего образования и должно осуществляться непрерывно на всех уровнях обучения. Автором предложена модель развития исследовательской компетентности в контексте освоения математических дисциплин разных циклов: математического, естественнонаучного и профессионального на этапе обучения в бакалавриате. Она представляет собой иерархическое дерево целей, основанное на принципах развертываемости, соподчиненности и соотносительной важности, отражающее связи между целями и уровнями обучения (бакалавриат – магистратура) и видами деятельности (знаковой, моделирующей и проективной), позволяющее систематизировать планы по достижению главной цели – развития исследовательской компетентности каждого студента.
Определены содержательная суть, критерии, показатели и уровни развития ИК, описан комплекс дидактических и методических средств, позволяющих повышать уровень способностей к исследованию. Данный подход, обеспечивая преемственность в овладении компетенциями разных уровней при последовательном движении от теоретических знаний к практике, позволяет уйти от формального подхода к обучению в бакалавриате.
Об авторе
С. Н. ЛукашенкоРоссия
старший преподаватель кафедры математического анализа и теории функций, соискатель по академической кафедре методологии и теории социально-педагогических исследований
Список литературы
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
2. Гнеденко Б. Д., Гнеденко Д. Б. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: КомКнига, 2006. 160 с. (Психология, педагогика, технология обучения: математика).
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
4. Российское образование: федеральный портал. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru.
5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского под- хода к обучению: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
6. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. No 3. С. 20–26.
7. Удалов С. Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации иинформационных технологий в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2005. 328 с.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как результат личностно- ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. No 2. С. 58–64.
Рецензия
Для цитирования:
Лукашенко С.Н. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН). Образование и наука. 2012;(1):73-85. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-62-71
For citation:
Lukashenko S.N. The Model of Higher School Students’ Research Competence in Multilevel Training (Taking as the Example the Mathematical Disciplines Studies). The Education and science journal. 2012;(1):73-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-62-71