ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-166-178
Аннотация
Целью статьи является выделение предпосылок к учебной деятельности и обоснование показателей сформированности их компонентов у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты. Показаны возможности подготовки дошкольников к предстоящему обучению в общеобразовательном учреждении, в том числе к такой форме организации познавательного процесса, как проектная деятельность. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «универсальные учебные действия»; выделены условия реализации проектной деятельности в дошкольной организации.
Научная новизна работы состоит в уточнении понятия «предпосылки к учебной деятельности», которые предлагается понимать как определенные качества, позволяющие производить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые отражают различные аспекты учебной работы.
Практическая значимость. Материал исследования может быть использован в практике воспитателей детских садов и родителями в домашних условиях.
Об авторах
Надежда Васильевна БабиноваРоссия
аспирант кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства, Екатеринбург (РФ)
Людмила Валентиновна Воронина
Россия
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства, Екатеринбург (РФ)
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с.
3. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/ page-udd-1.html.
4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Электрон. ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы Международной научной конференции, Чита, декабрь 2011 г. Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/ archive/20/1390/.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Москва: Педагогика, 1983. 427 с.
6. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Москва: Просвещение, 1996. 135 с.
7. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 34–47.
8. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Москва: Сфера, 2012. 128 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика, 1986. 240 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: Академия, 2004. 288 с.
11. Дьюи Дж. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Москва: Карапуз, 2009. 350 с.
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Москва: Сфера, 2006. 64 с.
13. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва: АРКТИ, 2012. 96 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.
15. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7. С. 151–157.
16. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Москва: Просвещение, 1974. 239 с.
17. Dewey J. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/dewey/.
18. Learn New Skills With Project-Based Learning. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lifeoptimizer.org/2009/07/01/learn-new-skills-projectbased-learning/.
19. Project-Based Learning. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edutopia.org/project-based-learning.
20. Project-based learning. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edutechwiki.unige.ch/en/Project-based_learning.
Рецензия
Для цитирования:
Бабинова Н.В., Воронина Л.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Образование и наука. 2015;(5):166-178. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-166-178
For citation:
Babinova N.V., Voronina L.V. THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF BACKGROUNDS TO EDUCATIONAL ACTIVITY FORMATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN. The Education and science journal. 2015;(5):166-178. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-166-178