Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-7-21

Аннотация

Цель работы – исследование возможностей системного подхода в управлении отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом. 

Методика и методология. При проведении исследования использовались анализ теории и практики применения системного подхода к управленческим задачам; положения общей теории систем; синергетический подход как «механизм оптимального управления сложноорганизованными системами»; адаптация для сферы образования управленческих технологий, ранее реализуемых преимущественно в экономике; анкетирование работников системы образования разных уровней. 

Результаты. Обоснована необходимость формирования системного мышления у менеджеров, специализация которых – спектр оказания образовательных услуг. Обозначены характеристики процесса управления образовательным учреждением. На основе анализа историографии и обобщения результатов анкетирования предложен вариант обучения «менеджеров образования». 

Научная новизна. Определены теоретические блоки содержания программы переподготовки и переориентации на новые установки функционирования работников образования. Базой данной программы стал системный подход к управлению деятельностью организации. 

Практическая значимость. Разработанный на основе результатов исследования и апробированный курс «Системный подход в практике образовательного учреждения: технологии и вопросы управления» помогает преодолению мышления и стереотипов, порождающих проблемы в развитии системы образования; способствует пониманию способов управления в соответствии с принципами системного мышления; формирует способности выявления взаимосвязей между внешними и внутренними по отношению к системе процессами и явлениями; вырабатывает умение прогнозировать будущее поведение систем и готовность менять структуру системы, связи между ее элементами и их функционал. 

 

Об авторах

Никита Сергеевич Искрин

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (РФ).



Татьяна Анатольевна Чичканова

Россия

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самара (РФ). 



Список литературы

1. Андрюхин С. Если руководитель ставит задачи и сам начинает выполнять работу за своих подчиненных – грош ему цена [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. No 20 (312). С. 11–21. Режим доступа: http:// www.top-personal.ru/magazine.html?313.

2. Гапонцева М. Г., Гапонцев В. Л., Федоров В. А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2008. No 9 (57). С. 100–109. Режим доступа: http://edscience.ru/sites/default/ files/2008/2008–9.pdf.

3. Гарбуз А. Нельзя поручать лягушкам осушение болота [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. No 20 (312). С. 25–29. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?313.

4. Дружинин Е. С. Управленческие нововведения: неопознанные ресурсы – интервью с А. И. Пригожиным [Электрон. ресурс] // Интернет-портал HRM.RU. Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/17CA90AC16230253C3256 AAB00414694/category.html.

5. Евдокимова М.В. Портрет менеджера образования [Электрон. ресурс] // Совместный Европейский проект Темпус IV «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента». Режим доступа: http://tempus.novsu.ru/mod/resource/view.php? id=38.

6. Жилин В. И. О методологической обоснованности синергетизации педагогики [Электрон. ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Серия «Философия. Социология. Культурология». Вып. 18. No 20 (201). С. 104–109. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/201/019.pdf.

7. Загвязинский В. И. Как прорваться в современность? [Электрон. ресурс] // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. No 5 (42). С. 27–30. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/24350564.pdf.

8. Золотов В. И. Проблемы управленческого консалтинга в России [Электрон. ресурс] // Образование и наука в третьем тысячелетии: сборник трудов 3-й Международной научно-теоретической конференции. Сайт Алтайского экономико-юридического института. Режим доступа: http://aeli.altai.ru/ nauka/sbornik/2001/zolotov.html.

9. Игнатова В. А. Проблемы использования системно-синергетического подхода в педагогике [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2013. No 10 (109). С. 3–16. Режим доступа: http://edscience.ru/ru/article/v-ignatova-1.

10. Круглова В. Эффективность достигается «маленькими шажками»... [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. No 21 (313). С. 13–21. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?314.

11. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // Синергетика и учебный процесс. Москва: РАГС, 1999. С. 8–18.

12. Любченко О. И., Карпова С. И. Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой спозиции системного подхода [Электрон. ресурс] // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 7 (111). С. 197–203. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/90257546.pdf.

13. Мелик-Гайказян И. В. Методология моделирования структур элитного образования [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2006. No11. С.57–75. Режим доступа: http://www.ipr-tomsk.narod.ru/melik_N11– 06_57–75.pdf

14. Мукушев Б. А. Синергетика в системе образования [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2008. No 3 (51). С. 105–122. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/95498025.pdf.

15. Мукушев Б. А. Синергетика как новая методология модернизации современного образования [Электрон. ресурс] // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы десятой юбилейной Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / науч. ред. А. Н. Крутский, О. С. Косихи. Барнаул, 2014. С. 9–10. Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/60312936.pdf.

16. Райзингер Х. Поколение М – рабочая сила завтрашнего дня? [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. No 21 (313). С. 5–11. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?314.

17. ФирсоваС.П.Синергетический подход кизучению имоделированию образовательного пространства [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. No 8, ч. 3. С. 568–571. Режим доступа: http://www.rae.ru/ fs/? section=content&op=show_article&article_id=7981151.

18. ХадарцевА.А., ВасинС.А., ТроицкийА.С.Эстетика синергетики в современных педагогических технологиях [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки иобразования. 2012. No2. С.1–8. Режим доступа: http://www.science-education.ru/102–5877.

19. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. Москва: ВЛАДОС, 2002. 320 с.

20. Щербинова Н. Н. Модель менеджера образования [Электрон. ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/05/12/modelmenedzhera-obrazovaniya.

21. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. Москва: Мир, 1987. 224 с.


Рецензия

Для цитирования:


Искрин Н.С., Чичканова Т.А. МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Образование и наука. 2015;1(1):7-21. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-7-21

For citation:


Iskrin N.S., Chichkanova T.A. THE SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGEMENT IN EDUCATION. The Education and science journal. 2015;1(1):7-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-7-21

Просмотров: 12285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)