Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Значимый Другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-124-154

Аннотация

Введение. Формирование профессиональных планов учащейся молодежи происходит под влиянием значимых  Других, состав которых в условиях изменения информационно-технологической парадигмы претерпевает серьезные трансформации, выходя за границы традиционно очерченного круга семьи, друзей, школьных учителей (наставников), и нуждается в уточнении. Недостаточно изучены направленность и интенсивность влияния значимых Других на профессиональные планы современной молодежи, обучающейся в вузах. Решение задачи кадрового возобновления научной сферы страны указывает на необходимость выявления роли значимых Других в готовности российских студентов и аспирантов к построению карьеры ученых.

Цель. В контексте данного исследования значимым Другим выступает реально существующий или вымышленный (придуманный) субъект, оказавший посредством идентификации с ним важное влияние на построение профессиональных планов молодежи, обучающейся в вузе. Перед проведением исследования были поставлены две цели: выявить значимых Других, влияющих на профессиональные планы студентов и аспирантов российских вузов, и установить характер этого воздействия; определить роль значимых Других в готовности к построению научной карьеры студентами и аспирантами.

Методология, методы и методики. Для сбора данных использовался опрос, который включал три части. В первой части собирались общие сведения о респондентах. Вторая часть включала три этапа, которые позволили выявить трех значимых Других, повлиявших на профессиональные планы респондентов, а также установить характер этого воздействия. В ходе третьей части респонденты сообщали о своей готовности к построению научной карьеры. Для первичной обработки применялся контент-анализ. Для вторичной обработки данных применялись методы описательной статистики, непараметрический критерий χ2 Пирсона, качественный анализ. В исследовании приняли участие 1026 молодых людей, средний возраст которых составил 21 год. Среди респондентов 951 студент и 75 аспирантов, обучающихся в 10 российских вузах.

Результаты. По своей направленности на профессиональные планы респондентов значимые Другие оказывают положительное, нейтральное и отрицательное влияние. Положительное воздействие резко преобладает над нейтральной и отрицательной направленностью. Свыше трети студентов и аспирантов затрудняются в определении значимых Других. В число значимых Других входят как реально жившие или ныне живущие люди, так и вымышленные (придуманные) персонажи. Реальные значимые Другие могут быть разделены на две группы: дальнего и ближнего окружения. Роль значимого Другого из дальнего окружения преобладает над влиянием представителей ближнего круга.

Научная новизна. Разработана эмпирическая модель влияющих на планирование профессионального пути значимых Других. Установлено, что респонденты, не готовые к построению научной карьеры, реже других студентов и аспирантов планируют свой профессиональный путь под влиянием значимых Других из числа ученых и первооткрывателей. Иерархические структуры значимых Других студентов и аспирантов, различающихся по готовности к построению научной карьеры, имеют разный компонентный состав, включают от пяти до семи уровней. Кроме того, следует отметить более высокий ранг ученых и первооткрывателей в качестве значимых Других в выборке будущих ученых.

Практическая значимость. Полученные результаты, углубляющие понимание механизма профессиональной идентификации и принятия карьерных решений, могут быть использованы в практике профессиональной ориентации и карьерного консультирования молодежи. Поскольку большинство студентов и аспирантов при построении профессиональных планов испытывают трудности или идентифицируют себя с вымышленными персонажами, деятелями искусства и массмедиа, то правильный выбор содержания и каналов профпропаганды может обеспечить привлечение молодежи в вузы на социально значимые для страны направления подготовки .

Об авторах

М. В. Прохорова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Прохорова Мария Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук 

Нижний Новгород 



А. В. Савичева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Савичева Анастасия Вячеславовна – аспирант кафедры психологии управления факультета социальных наук

Нижний Новгород



Л. А. Козлова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Козлова Лия Александровна – студент факультета социальных наук

Нижний Новгород



Л. Э. Семенова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Приволжский исследовательский медицинский  университет Минздрава РФ
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры 
общей и социальной психологии

 Нижний Новгород 



Список литературы

1. Фрейд З. Психология бессознательного. Санкт-Петербург: Питер, 2022. 528 с. Режим доступа: https://www.piter.com/product/psihologiya-bessoznatelnogo (дата обращения: 08.03.2023).

2. Erikson E. H. Identity and the life cycle. N.-Y.: W. W. Norton & Company, 1994. 192 p. Available from: https://archive.org/details/identitylifecycl00erik/mode/2up (date of access: 15.03.2023).

3. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Москва: Национальный книжный центр, 2017. 1088 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37596636 (дата обращения: 15.03.2023).

4. Орел В. Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. Учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1990. 84 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001533270 (дата обращения: 04.03.2023).

5. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 7–18. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911007.htm (дата обращения: 09.03.2023).

6. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г. Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников психологического института: 1920–2020-е гг. [Электрон. ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 198–211. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49555900 (дата обращения: 07.03.2023).

7. Таланов С. Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегии детей // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.20339/AM.04-20.028

8. Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И. и др. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник. Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики. Москва: НИУ ВШЭ, 2020. 336 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2184-7

9. Leaper C., Farkas T., Brown C. S. Adolescent girls’ experiences and gender-related beliefs in relation to their motivation in math/science and english // Journal Youth Adolescence, 2012, Vol. 41, № 3. P. 268–282. DOI: 10.1007/s10964-011-9693-z

10. Прохорова М. В., Савичева А. В., Плотникова Е. С., Козлова Л. А. Готовность студентов к научной деятельности: субъективные и объективные детерминанты в детстве и юности [Электрон. ресурс] // Семья и дети в современном мире. Том VII. Сборник материалов конференции. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2022. С. 449–456. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50399078 (дата обращения: 10.03.2023).

11. Прохорова М. В., Савичева А. В. Профессиональные предпочтения поколений Y и Z [Электрон. ресурс] // Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН. Москва: ИП РАН, 2022. С. 759–761. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50090274 (дата обращения: 10.03.2023).

12. Бочавер К. А., Довжик Л. М. Социальная среда и личный выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 4 (41). С. 51–67. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29039615 (дата обращения: 15.03.2023).

13. Майстренко Е. В., Майстренко В. И. Ценностные компоненты взаимоотношений студенческой молодежи г. Сургута со «значимыми другими» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 94–101. DOI: 10.26105/SSPU.2021.64.15.011

14. Bettin K. A. The role of mentoring in the professional identity formation of medical students // Orthopedic Clinics of North America. 2021. Vol. 52, № 1. P. 61–68. DOI: 10.1016/j.ocl.2020.08.007

15. Wong L., Yuen M., Chen G. Career-related teacher support: A review of roles that teachers play in supporting students’ career planning // Journal of Psychologists and Counsellors in Schools. 2020. Vol. 31, № 1. P. 130–141. DOI: 10.1017/jgc.2020.30

16. Mohi U. D., Rana U. K., Maqbool S., Din J. R., Hazyefa M., Raza M. A. Parents influence on career choice of medical undergraduates // Professional Medical Journal. 2022. Vol. 29, № 8. P. 1268–1274. DOI: 10.29309/TPMJ/2022.29.08.6987

17. Nordin M., Seng H. C. Exploring children’s career planning through career guidance activities: A case study // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2021. Vol. 10, № 2. P. 754–765. DOI: 10.6007/IJARPED/v10-i2/10071

18. Ulrich A., Frey A., Ruppert J. J. The role of parents in young people’s career choices in Germany // Psychology. 2018. Vol. 9, № 8. P. 2194–2206. DOI: 10.4236/psych.2018.98125

19. Beckmann J. Gendered career expectations in context: the relevance of normative and comparative reference groups // British Journal of Sociology of Education. 2021. Vol. 42, № 7. Р. 968–988. DOI: 10.1080/01425692.2021.1914547

20. Arbab A. H., Eltahir Y. A. M., Elsadig F. S., Yousef B. A. Career preference and factors influencing career choice among undergraduate pharmacy students at University of Khartoum, Sudan // Pharmacy. 2022. Vol. 10 (1), № 26. P. 1–12. DOI: 10.3390/pharmacy10010026

21. McLaughlin K., Moutray M., Moore C. Career motivation in nursing students and the perceived influence of significant others // Journal of Advanced Nursing. 2010. Vol. 66, № 2. Р. 404–412. DOI: 10.1111/j.1365-2648.2009.05147.x

22. Литвиненко Е. Ю., Капанян Н. Н. Значимые другие в контексте социализации молодежи в современном мире // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2022, Т. 13, № 1. DOI: 10.15862/50SCSK122

23. Кошелева Ю. П. Значимые отношения: значимый другой или близкий человек? [Электрон. ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 8 (719). С. 105–113. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25907067 (дата обращения: 16.03.2023).

24. Гоноцкая Н. В. Масс-медиа в современном социокоммуникативном пространстве // Философская мысль. 2018. № 7. С. 42–54. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.7.23812

25. Матвеева Л. В., Петракова Е. Е. Значимый другой в телевизионном общении [Электрон. ресурс] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 9. С. 39–56. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22651262 (дата обращения: 16.03.2023).

26. Рягузова Е. В. Содержательная трансформация репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. Вып. 3 (35). С. 241–248. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-241-248

27. Ellis G. J., Streeter S. K., Engelbrecht J. D. Television characters as significant others and the process of vicarious role taking // Journal of Family Issues. 1983. Vol. 4, № 2. Р. 367–384. DOI: 10.1177/019251383004002007

28. Min K. Does it matter what they say?: A psychodynamic approach to redefining the role of social network in one’s professional identity transition – Introducing a social pressure process model based on grounded theory. 2020. 56 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.26370.96968

29. Ковалева Н. Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности [Электрон. ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 317–321. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35707867 (дата обращения: 09.03.2023).

30. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 308 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20105314 (дата обращения: 10.03.2023).

31. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе [Электрон. ресурс] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 76–83. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38489518 (дата обращения: 03.03.2023).

32. Andersen S. M., Chen S., Miranda R. Significant others and the self // Self and Identity. 2002. Vol. 1, № 2. P. 159–168. DOI: 10.1080/152988602317319348

33. Журавлев А. Л., Соина И. А. Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства [Электрон. ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 218–226. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18873342 (дата обращения: 04.03.2023).

34. Кимберг А. Н., Таганова А. А. Личностная идентичность и отношения с близкими людьми [Электрон. ресурс] // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 26–40. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19043076 (дата обращения: 11.03.2023).

35. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84, № 2. Р. 191–215. DOI: 10.1037/%2F0033-295X.84.2.191

36. Grote G., Hall D. T. Reference groups: A missing link in career studies // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83, № 3. Р. 265–279. DOI: 10.1016/j.jvb.2013.05.001

37. Hallpike H., Vallee-Tourangeau G., Van der Heijden B. A distributed interactive decision-making framework for sustainable career development // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. Р. 1–11. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.790533

38. Pablo-Lerchundi I., Morales-Alonso G., Gonzalez-Tirados R. M. Influences of parental occupation on occupational choices and professional values // Journal of Business Research. 2015. Vol. 68, № 7. P. 1645–1649. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.02.011

39. Смартфон: соединяет с дальними и разъединяет с ближними // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 197–210. DOI: 10.17759/cpp.2019270312

40. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

41. Зарубина Н. Н., Носкова А. В., Темницкий А. Д. Доверие к социальным наукам: взгляд университетской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018, № 41. С. 114–123. DOI: 10.17223/1998863X/41/13

42. Проскурин А. Ю., Гражданкина Е. В. Проблема популяризации и привлечения молодежи к научной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). Ч. 3. С. 76–80. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.2.077


Рецензия

Для цитирования:


Прохорова М.В., Савичева А.В., Козлова Л.А., Семенова Л.Э. Значимый Другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов. Образование и наука. 2023;25(7):124-154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-124-154

For citation:


Prokhorova M.V., Savicheva A.V., Kozlova L.A., Semenova L.E. The significant other in professional path planning and readiness for scientific activity: The case of Russian students and postgraduates. The Education and science journal. 2023;25(7):124-154. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-124-154

Просмотров: 379


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)